Дело изначально было политизировано и «шито белыми нитками».
Юрист Белорусского Хельсинкского Комитета Гарри Погоняйло рассказал сайту palitviazni.info о том, как долго может продолжаться «дело профсоюзов».
«Дело политизировано самим интересом к нему и возбуждением уголовного дела в отношении лидеров профсоюза РЭП, - говорит собеседник. - Похожая ситуация была с правозащитником Алесем Беляцким, рядом организаций, к финансовой деятельности которых была особое внимание оперативных служб и следствия».
Напомним, что бухгалтер профсоюза РЭП Игорь Комлик содержался под стражей с 2 августа в рамках уголовного дела, возбужденного против него и председателя профсоюза РЭП Геннадий Федынича по ч.2 ст.243 Уголовного кодекса Беларуси (уклонение от уплаты сумм налогов, сборов в особо крупном размере ).
Санкция данной статьи предусматривает наказание до 7 лет лишения свободы с конфискацией имущества. По официальной информации Комитета государственного контроля Беларуси, в ходе проверки в рамках возбужденного уголовного дела установлено, что «председатель и главный бухгалтер профсоюзной организации с целью личного обогащения открыли от имени профсоюза счета в иностранных банках, на которые постоянно поступали крупные суммы денежных средств».
Правозащитниками Игорь Комлик был признан политическим заключенным, но 2 октября он был освобожден из СИЗО под подписку о невыезде.
Сейчас расследование уголовного дела продолжается, а на днях, на специальном заседании профсоюза РЭП, было принято специальное заявление. Стало известно, что к «делу профсоюзов» присоединились новые следователи и допрашиваются сотни людей, связанных с профсоюзной деятельностью.
«Власти решили усилить давление на наш профсоюз, - заявил глава профсоюза РЭП Геннадий Федынич. - Пошла еще одна волна, чтобы скомпрометировать организацию и ее лидеров в глазах общественности, прекратить активную работу профсоюзов по защите интересов рядовых граждан. Мы требуем, чтобы власти прекратили вмешательство во внутренние дела организации».
- Скорее всего, допросы рядовых членов независимого профсоюза связаны с финансовой деятельностью организации, - говорит Гарри Погоняйло. - Следствие, как правило, выбирает тактику своего поведения в зависимости от того, какие имеет на сегодняшний день материалы и оперативные разработки для того, чтобы отрабатывать те или иные направления и версии. Не зная всех деталей того, в каком направлении движутся следователи, трудно о чем-то и говорить с точностью. Здесь главное: какую конкретно информацию хочет получить следствие путем допросов рядовых активистов профсоюза РЭП?
- Руководство профсоюза считает, что таким образом власти решили усилить давление на активистов организации...
- В профсоюзе - тысячи членов, и, естественно, всех их на допросы не будут вызывать, хотя оперативники работают по какой-то своей системе. Другое дело, что при этом и на самом деле происходит давление не только на руководство профсоюза, но и на рядовых членов. Я не могу сказать на сто процентов, что следствие поставило перед собой именно такую задачу, но такая форма давления может использоваться.
- Насколько это дело политизировано?
- Она политизировано самим интересом к нему и возбуждением уголовного дела в отношении лидеров профсоюза РЭП. И это - повторение песни про старые грабли. Похожая ситуация была с правозащитником Алесем Беляцким, рядом других организаций, к финансовой деятельности которых было особое внимание оперативных служб и следствия.
В таких ситуациях как раз и проявляется негативное отношение властей к независимым структурам, желание их деятельность либо прекратить, либо создать невозможные условия для работы. Все это делалось путем включения жесткого репрессивного механизма для того, чтобы отстранить организацию от деятельности. Инструменты выполнения были просты - посадить лидеров за решетку и завести уголовное дело. Сейчас, слава Богу, все фигуранты «дела профсоюзов» на свободе, но, тем не менее, расследование продолжается, и судьба подозреваемых неизвестен.
- Расследование длится уже почти полгода. На ваш взгляд, сколько еще времени понадобится следователем?
- Если фигуранты дела находятся на свободе, то дело может тянуться очень долго - вплоть до истечения срока давности по привлечению к уголовной ответственности. Здесь расследование могут продолжать до бесконечности.
- Такая ситуация - неудобная для самих независимых профсоюзов?
- Безусловно, потому что они постоянно будут находиться под «колпаком». Руководители по-прежнему - в статусе обвиняемых, а это значит, что у них остаются определенные ограничения. Члены независимого профсоюза также могут оказаться в поле зрения оперативных служб или следователей, а значит будут под определенным прессом. Сегодня, например, ты - свидетель, а завтра может стать обвиняемым.
- Ваш прогноз: чем может закончиться это дело?
- Повторюсь, я не знаю всех деталей. Но, например, когда рассматривалось «дело Беляцкого», то я знал, что там все было шито белыми нитками. Ни для кого не секрет, что деньги, которые получала правозащитная организация, шли не в карман тому же Беляцкому, а на помощь репрессированным и другую правозащитную деятельность. И, тем не менее, человека отправили на несколько лет за решетку. Что будет теперь? Время покажет, но все мы надеемся на лучшее.