Чтобы не платить компенсацию, начальство выдавало рабочего за постороннего человека.
Член профсоюза РЭП Геннадий Литвинов действительно работал на лесопилке, а не был случайным прохожим, сунувшим руку в пилы, – так постановил суд Речицкого района, сообщает praca-by.info.
14 февраля прошло последнее судебное заседание по иску Геннадия Литвинова, члена профсоюза РЭП, об установлении факта трудовых отношений с СООО «Патико-экспорт». В октябре 2017 года мужчина устроился работать на лесопилку, но наниматель не оформил с ним трудовые отношения. Проработал Геннадий Литвинов, увы, не долго. В начале ноября случилась беда: многопильный станок чуть не оставил его без правой руки, серьезно повредив ее. Наниматель, уговорив Литвинова скрыть производственный характер травмы, собирался принять его на работу задним числом, даже взял себе паспорт и трудовую книжку мужчины; однако, когда Литвинов узнал, что за производственную травму положены пожизненные выплаты и отказался признавать травму бытовой, руководство лесопилки стало полностью отрицать любую причастность мужчины к их предприятию. На суде все должностные лица (и даже некоторые коллеги) утверждали, что Геннадий Литвинов на лесопилке не работал, приходил туда за компанию и в станок сунул руку по собственному желанию.
Профсоюз РЭП будет защищать работника, потерявшего пальцы на многопильном станке
Даже на последнем заседании наниматель не признал иск: ни полностью, ни частично. Ирина Дмитренко, исполняющая обязанности директора (именно она, как объяснил Литвинов, давала ему задание каждое утро), объяснила, почему с требованиями Геннадия она не согласна:
– Человек изначально не хотел устраиваться на работу, а когда случилась эта травма, вдруг появилось резкое желание трудоустройства.
На вопрос судьи, работал ли у них Литвинов, выполнял ли какую-либо работу в интересах предприятия, Ирина Дмитренко не давала прямого ответа:
– Я его на работу не принимала. Я считаю, что он у нас не работал. Видела его пару раз на территории.
То, что Ирина Дмитренко взяла трудовую книжку и паспорт у совершенно постороннего человека, и.о. директора объяснила «простым человеческим сочувствием»:
– Ну вот человеку на нашей территории отрезало руку, я его и отвезла в больницу; все мы люди. Он и попросил у меня устроить его на работу, я взяла документы. А потом посоветовалась с коллегами, они мне и сказали: «Если ты хочешь проблем, то принимай его на работу. Если ты, выражаясь простым языком, дура, то оформляй его».
Прокуратура также сочла, что требования истца подлежат удовлетворению.
Суд, выслушав всех свидетелей и доводы представителя истца, принял сторону Геннадия Литвинова, постановив, что тот действительно работал в ООО «Патико-экспорт». Суд обязал признать факт трудовых отношений и записать это в трудовую книжку.
Интересы Геннадия Литвинова в процессе представлял правовой инспектор профсоюза РЭП по Гомельской области Леонид Судаленко:
– Я доволен исходом дела, но на этом профсоюз РЭП не остановится. Суд признал то, что Геннадий Литвинов действительно у них работал – это только первый шаг. Теперь мы будем настаивать на оформлении акта Н-1 и признании травмы производственной. Могу предположить, что наниматель будет утверждать, что в этой травме полностью виноват Геннадий Литвинов – тогда мы через суд будем доказывать степень вины нанимателя. И уже после этих процессов подадим заявление на компенсацию морального вреда: ведь Геннадию Литвинову предстоит всю жизнь жить с искалеченной правой рукой, и единственной компенсацией его тяжелого положения будут назначенные ему выплаты.
Андрей Стрижак, зампредпрофкома Гомеля, прокомментировал позицию нанимателя:
- Важный момент. Наниматель пытался убедить суд в том, что защищает свои интересы, нанимая людей на договоры подряда, а не оформляя с ними трудовые отношения, мол, стоит присмотреться, не будет ли у работника «пьяных залетов». Однако, договор подряда предусматривает четко определенный объем работ, после выполнения которых действие договора прекращается. Фактически же из того, что мы услышали на суде, по моему мнению, подрядчики на СООО «Патико-экспорт» состоят не в договорных, а в трудовых отношениях. Работают на постоянной основе – однако не защищены гарантиями, которые установлены трудовым правом, потому что наниматель дает им только статус подрядчика, а не работника. Подмена трудовых отношений договорами подряда - это грубейшее нарушение прав работников.