Революция Достоинства стала символом мечты не только для Украины.
Видимо, эти февральские дни навсегда станут для нас временем воспоминаний о самых страшных - и одновременно величественных по силе человеческого достоинства - мгновениях Евромайдана. В последние годы на душе всегда становится неспокойно, когда календарь продвигается к этим датам. Расстрелы невинных людей на Майдане до сих пор стоят перед глазами, а в голове прощальным звоном звучит «Пливе кача…».
Революция Достоинства стала самым важным событием в истории независимой Украины. Кто-то может возразить: нет, мол, самые важные, судьбоносные события - это война с Россией, евроатлантический выбор, единство украинцев перед лицом опасности. Но в действительности освободительная война против Кремля - лишь следствие, логическое продолжение, следующий шаг Майдана. Ведь Революция Достоинства стала моментом пробуждения украинского народа, проявлением зрелости его стремлений, символом мечты.
И не зря, ведь - в таких ситуациях случайностей не бывает - наша революция называлась Евромайданом. Именно сочетание этих слов является символом Украины, ее вековой природы, воплощением ее цивилизационной миссии быть мостом между Западом и Востоком. Майдан - слово восточного, арабско-персидско-тюркского происхождения; вместе с Европой оно творит то единство, которое является нашей родиной. Евромайдан - это словно второе название Украины, словно рентген украинской ментальности.
Осознавая важность Евроайдана, часто спрашиваю себя: воплотила ли Украина стремления революции в жизни? Частично да. Сделать это полностью помешала отчасти российская агрессия, а в основном - нежелание самих украинцев меняться и недальновидность, жадность нашей политической элиты. В конце концов, несмотря на то, что клепсидра уже почти пуста, время на осуществление евромайдановской мечты у нас еще есть.
Но есть у нас еще один грех на душе, долг перед Евромайданом. Невосстановленная справедливость. Те, кто отдавал преступный приказ убивать людей, и те, кто этот приказ охотно выполнил, - на свободе. Что бы там ни рассказывала власть об арестах счетов и заочных судебных процессах, все это лишь отговорки, заговаривание зубов. Преступники на свободе – кто-то бежал, кто-то откупился, а кому-то дали убежать, потому что откупился. От Януковича до Крысина, от Захарченко до последнего титушки и мента - все на свободе. Справедливость не установлена.
И потому так больно всегда становится, когда приближаются эти страшные февральские дни. Дни, когда память об убитых героях Небесной сотни обжигает совесть, а ты можешь только стыдливо отвести взгляд...
Андрей Любка, «День»