Говорить о белорусских военных на Донбассе – как минимум безответственно.
Белорусские «миротворцы» готовы стать между конфликтующими сторонами в Украине при договоренности между Порошенко и Путиным, заявил Лукашенко журналистам. К чему может привести этот шаг, если он будет предпринят? Эксперты отвечают на вопрос «Завтра твоей страны».
По мнению политолога Валерия Карбалевича, направление миротворцев а Донбасс может быть продолжением реализации того концепта внешней политики, который появился и был сформирован после Крыма. Суть этого концепта: Беларусь – донор безопасности, миротворец, центр урегулирования всех мировых конфликтов, в первую очередь, украинского, «Женева-2», «Хельсинки-2» и прочее.
— Этот концепт принес Беларуси определенные политические дивиденды. Благодаря ему началось размораживание отношений с Западом, это увеличило региональную позицию Беларуси, тут стали проходить международные форумы типа Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Появились и международные финансовые организации, которые дают деньги, пусть и совсем маленькие. Вот и идея миротворчества в Донбассе является продолжением этой линии, что Беларусь всех мирит, — отмечает аналитик.
Другое дело, добавляет эксперт, что от идеи до ее реализации большая дистанция.
— Тем более что в последнее время появилась угроза, что эту функцию у Беларуси могут даже забрать. Я имею в виду заявление президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, что он чуть ли не договорился с президентом США Трампом о том, что переговоры перенесут в Астану, — обращает внимание собеседник.
По его словам, есть серьезные сомнения, что Украина согласится на присутствие белорусских войск. Беларусь считают ближайшим союзником России, которая является главным участником этого конфликта. Кроме того, в памяти еще свежи и сентябрьские военные учения на территории Беларуси, которые вызвали весьма негативную реакцию в Украине.
— Негативную реакцию вызывает и голосование Беларуси в международных организациях, как правило, в пользу России. Сама логика миротворческих сил предполагает, что там должны присутствовать полностью нейтральные государства, а Беларусь таковым не является. Но даже до мандата этих сил еще очень далеко, например, где они должны размещаться, так что это еще очень не скорый процесс, — уверен аналитик.
Складывается впечатление, что Лукашенко делает такие заявления с расчетом, что они никогда не будут реализованы. Зачем? Валерий Карбалевич отмечает, что блеф тоже является частью дипломатии.
— Так поступают и другие страны, которые делают заявления не всегда в расчете на реализацию, а часто в расчете на позитивную реакцию, на пиар. Так что здесь нет ничего удивительного, так работает дипломатия в мире, — подчеркивает эксперт.
Юрист: Россия, может, и скажет спасибо
Судья первого состава Конституционного суда Беларуси профессор Михаил Пастухов констатирует, что согласно статье 21 Конституции Беларусь придерживается нейтральной политики и не участвует ни в каких вооруженных конфликтах.
— Нейтральный статус означает невмешательство ни в какие вооруженные конфликты, а направление миротворцев — это форма такого участия, которая повлечет за собой определенные последствия. Россия, может быть, и скажет спасибо, но другие страны, та же Украина, европейские страны и страны НАТО могут выступить с осуждением такой инициативы Беларуси. Не стоит принимать участия ни в каких миротворческих миссиях в зонах военных действий, — считает доктор юридических наук.
Такое участие, по его словам, чревато физическими потерями белорусских солдат при исполнении ими, как раньше говорили, «интернационального долга», возникновением политических и иных последствий. Кроме того, в белорусском законодательстве нигде не прописано понятие «миротворец».
— Это стандарты ОБСЕ и ООН, где есть понятие «миротворческие силы». Та же ОБСЕ принимает меры по урегулированию таких конфликтов, для чего у нее есть определенный воинский контингент, в том числе и военные миссии. Не надо подменять собой эти международные организации. Достаточно выполнять свои обязательства в рамках этих организаций. А они возлагают на наше государство ряд серьезных функций, в том числе связанных с защитой прав человека, - резюмирует Михаил Пастухов.