Борьбу краеведов и активистов поддерживают местные жители.
«Путешествуя по Беларуси, не раз приходилось встречать в деревнях и поселках интересные, но порядком заброшенные, памятники. Никогда не знаешь, где найдешь такую достопримечательность: на местном кладбище или на дороге, или у самого въезда. Иногда их судьба незавидна, ведь деревни вымирают, а интерес к памятникам сохраняют только немногочисленные любители местной истории, которые, впрочем, никогда не против их показать», - пишут журналисты «Витебского курьера».
«Так началась и эта история: во время поездки в Лынтупы, городской поселок в Поставском районе, местный житель и любитель родной истории Игорь Пастухов решил показать нам интересный памятник, расположенный недалеко от местечка Жаки. Правда, вместо достопримечательности, на заснеженных полях мы обнаружили только ее остатки. А памятный крест был сломан и лежал отдельно от постамента.
Крест в деревне Жаки был установлен в память участникам восстания 1831 года, которое также называют «польским» или «ноябрьским». Хотя для Беларуси оно было скорее «красавіцкім», потому что фактически началось у нас только весной 1831 года.
Это было национально-освободительное движение против власти Российской Империи, в рамках которого жила идея восстановления Речи Посполитой в границах 1772 года. Одной из его знаменитых участниц была и Эмилия Плятер, которую называют «белорусской Жанной Д’Арк». Восстание затронуло территории Царства Польского, Литвы, Беларуси и Правобережной Украины. При этом, одними из первых в Беларуси его поддержали на землях нынешнего Поставского района, и только на несколько дней раньше оно началось на Россонщине.
К началу августа 1831 года восстание было подавлено на всей территории Беларуси.
В попытках разобраться в судьбе памятника под деревней Жаки мы узнали, что крест установили здесь в 2007 году по инициативе местных краеведов Александра Гарбуля и Михаила Гиля. Крест находится на участке, принадлежащем фермерскому хозяйству и не числится на балансе Лынтупского сельского исполнительного комитета. Кроме того, в ответе Поставского райсовета было указано, что «достоверных данных о захоронении (повстанцев на месте установки памятника — прим. автора) в настоящее время не имеется» и пояснено, что «создание и установка памятников в Беларуси осуществляется по решению местного исполнительного и распорядительного органа на основании заключения Министерства культуры».
Мы обратились краеведу Поставского района Алесю Гарбулю, чтобы узнать, как все-таки появился памятный крест и действительно ли он находится на том самом месте, где упокоились останки погибших в восстании 1831 года. Оказалось, что памятник в деревне Жаки существовал здесь и раньше, еще при польской власти. Вот что рассказал нам Алесь Гарбуль:
«По рассказам стариков, при Польше на этом месте тоже стоял памятник повстанцам 1831 года с надписью на польском языке. Еще мне рассказывал один дед из деревни Шудовцы, рядом с Лынтупами, что, когда он был помладше, его старший брат говорил, что их из лынтупской школы при Польше водили на экскурсию к тому памятнику. И столько еще много разных местных людей говорили о том, что там были эти захоронения. То есть практически очевидно, что это правда»
Краевед предположил, что скорее всего в земле под деревней Жаки лежат останки погибших при штурме Свенчан, нынешнего Швенчониса в Литве. Восстание в этих местах началось возле деревни Полесье в Лынтупском районе, и лынтупчане могли присоединиться к повстанцам только по дороге в районе деревни Жаки.
Кстати, у памятного креста на этом месте история не менее насыщенная и трагическая: первоначальный монумент был уничтожен еще в 50-60-ых годах, при советской власти.
«В те времена здесь был такой председатель колхоза по фамилии Ярославцев, в начале 60-ых, может, в конце 50-ых, по его приказу эту плиту с польскими надписями замуровали в фундамент при строительстве конюшни недалеко оттуда. После был еще один агроном, уже при другом председателе, который приказал перепахать это место, чтоб и следа не было. Все наши трактористы местные отказались. Тогда он нашел какого-то тракториста, который приезжий был и не знал, что там, в этой земле. Говорят, что когда он начал пахать, увидел: а там же человеческие кости! И все — отказался и он. Даже под угрозой ареста, все равно отказался пахать. Поэтому эти кости сейчас немного вниз по склону растянуты»
На вопрос, что подвигло краеведов установить памятник в 2007 году, Алесь Гарбуль ответил нам так:
«Это была не установка, а восстановление. Мы восстановили справедливость. Тем более, мой дядя рассказывал, что мой прапрадед участвовал в этом восстании и там лежат кости и моих предков. Когда мы ставили памятник, то ни к кому не обращались из властей, просто установили там, где нам старики показали место примерно»
Про то, что памятник был разрушен, Алесь Гарбуль узнал случайно, ведь стариков в деревне уже нет, и некому было рассказать, в каком состоянии находится достопримечательность.
«Это колхозная земля, ее взял в аренду один человек из соседней деревни, чтобы пасти там коров. Про памятник никто ни знал: ни колхоз, ни этот человек. Тем более, что надпись на плите под крестом уже давно рассыпалась: ну, стоит себе какой-то крест. Коровы его и повалили. Тогда памятник просто обкопали, чтобы животные ноги не переломали»
До того, как буквы на плите стерлись от времени, здесь можно было прочитать строки Джорджа Байрона, переведенные на белорусский язык:
«Вы, жыхары Касцюшкавай зямлі,
Якую скрозь крывею залілі
Сатрапы кацярынінскіх часоў…
Вы не забыліся на тую кроў?
Джордж Байрон. Тут спачываюць волаты-продки, удзельники вызваленчага паўстання 1830-1831 г. Вечная слава героям»
Несмотря на то, что крест был разрушен, памятное место под деревней Жаки не исчезнет. Ведь краеведы готовы заняться его восстановлением.
«Мы уже вырезали новую плиту из гранита. Как здоровье позволит, надеюсь заняться памятником с весны. Мы хотим оформить памятник официально, по законодательству, тогда и ответственность будет за его порчу. Так что хотим придать ему статус историко-культурного наследия»
История о повстанцах, захороненных в лынтупской земле, все-таки не будет забыта. Надеемся, что краеведам снова удастся восстановить справедливость и уже в этом году список достопримечательностей Поставского района пополнится новым памятником. Про еще один объект историко-культурного наследия в Поставском районе, усадьбу художника Ромера из древнего саксонского рода, читайте на нашем сайте».