Белорусы из регионов возмущены давлением на профсоюз РЭП.
Профсоюз РЭП отправил в Генеральную прокуратуру письмо с требованием вернуть изъятую во время обыска технику и остановить массовые допросы членов профсоюза. Однако прокуратура перенаправила обращение в Следственный комитет. 15 февраля профсоюз РЭП получил ответ на свое обращение. Следственный комитет объяснил, зачем целых полгода он держит у себя профсоюзные компьютеры и вызывает на допросы сотни людей со всей страны, пишет praca-by.info.
«Объекты, изъятые в ходе расследования уголовного дела, в настоящее время исследуются на предмет относимости и наличия значимой информации по делу» - так СК разъясняет, почему нельзя вернуть в офис профсоюза рабочую технику.
«Учитывая, что члены профсоюза РЭП могут обладать значимой информацией по уголовному делу, имеются все основания для направления по территориальности соответствующих поручений для проведения следственных действий – допросов их в качестве свидетелей» - это ответ на требование прекратить необоснованные допросы всех членов профсоюза РЭП, в том числе и бывших.
Правовой инспектор профсоюза РЭП Юрий Беляков дал правовую оценку ответу Следственного комитета:
– Во-первых, Следственный комитет, меняя следователей, которые ведут уголовное дело, обязан был спросить у Комлика и Федынича, не возражают ли они против изменения следственной группы – чтобы в случае несогласия заявить отводы. Но этого не было сделано. Поэтому, согласно закону, весь дальнейший сбор доказательств не будет иметь для суда законной силы, потому что доказательства собираются с нарушением Уголовно-процессуального кодекса.
Юрий Беляков считает, что массовые допросы не помогают продвигаться следствию по уголовному делу, а наоборот: делают невозможным его завершение:
– Если «Дело профсоюзов» дойдет до суда, то всех людей, давших показания, нужно будет вызывать на судебные заседания. Если допросили уже почти триста человек, то сколько же будет длиться суд? Год, два? Сейчас следствие про это совершенно не задумывается.
Председатель независимого профсоюза РЭП Геннадий Федынич уверен, что ответ Следственного комитета – отписка, которая только подтверждает политизированный характер уголовного дела:
– Если следователям нужна какая-то информация с компьютеров и флешек, то ее уже давно можно было скачать, а технику – вернуть. Сомневаюсь, что эксперты Следственного комитета не знают, как копировать и сохранять информацию на жесткий диск. Я сомневаюсь, что экспертиза вообще была проведена. У них есть компьютеры, которые вообще не находились в офисе профсоюза – что на них можно так долго искать? Какую такую секретную зашифрованную информацию? То же самое касается и допросов. Следственный комитет утверждает, что допрашивает людей, которые «могут обладать значимой информацией по уголовному делу». А вызывают всех подряд, даже тех, кто уже не состоит в профсоюзе; а случается, что вызывают и тех, кого уже нет в живых! Из Могилева сообщают, что собираются допросить еще 500 человек – да у нас такой численности, если честно, в Могилевской области и нет. Да и что это за уголовное дело, что это за серьезное преступление произошло в Беларуси, что свидетелями по нему проходят сотни людей? Неужели Следственному комитету не нужно расследовать другие дела? – ведь все силы брошены на «Дело профсоюзов»!
Геннадий Федынич рассказал, что массовые допросы возмущают людей:
– Поступают предложения их разных регионов – от членов профсоюза, которые уже сходили на допрос: они горят желанием приехать в Минск и перекрыть улицу Первомайскую, где находится Следственный комитет. Я их пока отговариваю от такого шага, но идея у людей уже появилась.