В бесконечной сирийской войне намечается очередной поворот.
На днях сирийское правительственное (то есть, режима Башара Асада) телевидение сообщило, что войска этого правительства «через несколько часов» войдут в северную провинцию Африн, пишет обозреватель «Укринформа» Юрий Сандул:
«Крутой поворот в том, что речь идет о войне между Турцией и Асадом. В Анкаре никогда Асада не любили и всегда последовательно отказывали ему в легитимности его власти. Турция давно поддерживала, в том числе материально, военные отряды сирийской оппозиции Асаду. Однако сейчас речь идет о прямом военном столкновении турецкой армии с армией сирийского диктатора.
Как объяснить эту ситуацию без изложения истории сирийской гражданской войны, даже сокращенный вариант которой означал бы текст на много страниц? Невозможно. Поэтому надеемся, что читатели слышали и знают, кто для Турции враг № 1, и что армия Турции 20 января начала военную операцию под названием «Оливковая ветвь» против военных отрядов сирийских курдов, которые завоевали себе на севере страны, в провинции Африн, фактическую независимость от правительства Асада.
Турция очень долго оттягивала и всячески избегала прямого участия своей армии в сирийской войне. Это классическая, понятная и очень выгодная политика — вступить в войну собственными военными как можно позже. Во-первых, война чужими руками дешевле обходится, во-вторых — оставляет максимум возможности политического (дипломатического) маневра. В Сирии такой политики придерживаются и США. Россия тоже хотела бы воевать в Сирии чужими руками, но ей это удавалось лишь до осени 2015 года. Турция «продержалась» до января 2018 года.
Безусловно, турки долго взвешивали шансы на скорую и с минимумом потерь военную победу. Затяжная война туркам, конечно, не нужна. Их цель — скорее «разобраться» с курдами и снова отойти на позицию формального неучастия в сирийском конфликте. Сирийские курды в военном отношении не могут равняться с турецкой армией. Турция также сделала все, чтобы изолировать врага: договорилась с россиянами и американцами, что те курдам помогать не будут (россяне вывели своих военных из Африна, за что получили от курдов публичные обвинения в измене). Казалось, турки учли все, можно начинать последний аккорд — победную войну, они и начали.
С самого начала турецкое наступление развивалось очень медленно, учитывая огромное военное превосходство турок. Впрочем, это можно было объяснить желанием турков минимизировать собственные потери и тем, что куда им, собственно, спешить?
Оказалось, было куда. На войне фактор времени относится к тем, которые порой имеют решающее значение. За месяц после начала «Оливковой ветви» сирийские курды провинции Африн успели получить существенную поддержку от сирийских курдов другой части Сирии - с восточного берега Евфрата (СМИ сообщали о 5 тысячах солдат; кстати, это ослабление левобережных курдов могло стать одной из причин попытки россиян «отжать» у них нефтяные месторождения, попытки, закончившейся в ночь на 7 февраля пресловутой катастрофой для россиян). А также, оказывается, договориться с сирийским правительством Башара Асада.
Вряд ли Турция, заявляя о своих планах захвата Африна и Манбиджа, рассчитывала воевать с Асадом. Да, армия сирийского диктатора сейчас крайне слабенькая, отнюдь не сильнее военных отрядов сирийских курдов, но за Асадом — Россия и Иран. С ними вроде бы было договорено, что не будут вмешиваться - и вот нате вам! У Кремля такой богатейший опыт хитрого и циничного обмана в дипломатии, что куда там туркам!
Первые сообщения о переговорах сирийских курдов с Асадом о союзе против турок появились еще неделю назад, и большинство комментаторов сходились на том, что все это не имеет серьезного значения, потому что сирийская армия Асада вряд ли войдет в провинцию Африн, то есть реального столкновения с турками не будет. Во-первых, Асад потребует у курдов полного подчинения, то есть фактического уничтожения автономии, на что курды, конечно, не согласятся. А для компромисса требуется долгое время для трудных переговоров. Во-вторых, Асаду самом деле нечем воевать с турками, его боеспособная пехота очень малочисленна и не представляет серьезной силы без поддержки российской авиации и отрядов Хезболлы и иранского «корпуса стражей исламской революции».
Но «что-то пошло не так», если верить упомянутому сообщению сирийского правительственного телевидения. Или, может, оно выдает желаемое за действительное и для турок все закончится только лишними нервами? Даже если в «ближайшие несколько часов» сирийцы Асада в Африне не появятся или появятся не для войны с турками (и такой вариант не исключен!), то и тогда еще ничего не закончится, призрак возможного союза курдов и Асада против турок не развеется.
Пока турки, конечно же, на публику демонстрируют категоричную уверенность. В ответ на информацию, что сирийская армия Асада уже в ближайшие часы готова занять в Африне позиции против турецкой армии, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, во-первых, заявил, что не видит проблемы во введении сирийских проправительственных войск, если они очистят регион от курдских вооруженных отрядов так называемой «народной самообороны» (YPG), а, во-вторых, решительно предупредил: если они будут защищать YPG, «Турцию и турецких солдат никто не остановит... Это касается также и Манбиджа, и территории на восток от Евфрата».
На восток от Евфрата — это там, где курдов поддерживают США, а как поддерживают — можно спросить у воинов российской частной военной компании «Вагнер» или прямо в Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Впрочем, не будем фантазировать на эту тему: военного столкновения турков с американцами не будет, о таком не мечтают даже россияне.
А что касается ситуации с турецким наступлением на курдов, то здесь, безусловно, появилась нешуточная интрига. Остановят ли курды и Асад турецкую армию? С каким «посредничеством» обязательно влезет сюда Кремль? Что скажут США, которые пока молчат, по крайней мере на публику? Или продолжат молчать?
Вопросов действительно интересных! - множество. Только вот сирийцам от них именно горе, потому что продлевают войну, которой и так конца края не видно».