И вот почему.
2 июля 1698 года бывший капитан британской армии Томас Сейвери, экспериментатор, в Девоне, в страшно глухой сельской Англии, запатентовал первую в истории паровую машину для откачки воды из шахт и использования как пожарная помпа при пожаротушении. Венецианские дожи тут же закупили несколько пожарных насосов Сейвери и, говорят, Петр Первый, декаду спустя, закупил несколько тоже…
В общем, 2 июля 1698 года можно, думается, считать началом технологической революции.
Мы переживаем изменение значения термина “великая страна”. Это больше не контроль над территориями, не количество военного железа, даже не полезные ископаемые.
Это технологическое развитие. Было всегда, но сейчас особенно.
Пока мы тут судим да рядим, получится или нет у Маска обеспечить каждый уголок планеты интернетом, который будет бесплатным и всеобщим, как воздух, первые шаги в этом направлении уже сделаны и если что-то можно вообразить, то при наличии достаточных средств и интеллекта (а они есть), это можно и сделать.
Я уверена, что все получится.
И вот почему.
Я вспоминаю глаза лица своих студентов информатики Тонттонского Колледжа в 2007, когда я собрала все свои группы и вместо урока, мы, в аудитории, уставленной серыми “телевизорами” мониторов и тракторно- гудящими гигантскими коробками компьютеров с Windows смотрели захватывающую дух презентацию Стива Джобса, демонстрировавшего свой невозможный Apple iphone и первый ноутбук без всяких USB портов и только на Wi–Fi связи.
Нам казалось, что это утопия. Интернет на всех уровнях почти не мыслился без сложной кодировки, специальных языков, кабелей и соловьиных трелей модемов, клавиатур, джойстиков и мышей. “Кириллизация” интерфейса требовала дополнительных усилий, во что сейчас трудно поверить.
Мы помнили знаменитые слова, сказанные Биллом Гейтсом (это оспаривается))), что "640 Кб должно быть достаточно для каждого" (640K ought to be enough for anybody). Как смешно это сейчас, когда даже нескольких терабайт недостаточно для компьютеров, которыми оснащают начальные школы.
И вот, перед нами, в том далеком 2007-м, экран Стива Джобса реагировал на прикосновение нашей тактильной цивилизации. Прикосновением, не мышками-клавишами - человек вел с компьютером диалог! Не зря в английском слово digit, которое правильно переводят как “цифровой”, имеет еще одно значение - “палец”.
Цифра в истории землян имела прообразом человеческий палец - первое счетное устройство.
Будете смеяться, но для меня, филолога, это было метафорическим сигналом: человечество выходит на новую спираль цивилизационного развития, отсчет пошел! Тактильное взаимодействие - что может более естественным для млекопитающих! Мать познается через прикосновение, физическая любовь и продолжение рода немыслимы без тактильности. Впервые, чтобы дать команду электронному мозгу, требовалось только “устройство”, данное нам биологией.
Когда экран погас, я сказала своим притихшим ученикам: “Вы видели БУДУЩЕЕ, в котором вам жить. В будущем выживет не сильнейший, в нем выживет овладевший технологиями и развивающий их.”
Никто не спорил.
Хотелось плакать и жить долго, чтобы увидеть мир, показанный мне в 2007 году.
Это было всего лишь одиннадцать лет назад. 11, Карл.
Можно представить себе, что совершится в следующие одиннадцать.
Если что-то можно вообразить, значит это можно и сделать.
И еще вспоминаю.
Однажды в 1999-м меня вызвали, как переводчика-синхрониста, переводить русскоязычной делегации. Куда? Зачем? В глухой сельский Дорсет, где среди полей бродили пасторальные овечки. Несмотря на то, что колеса моего джипа мне пришлось потом долго отчищать от жирной грязи, среди полей находилось производство, напоминающее антураж из фильма Men in Black, и собирались там уникальными роботами PCB платы для электронных девайсов. Новая жизнь английской глубинки.))) И Британия - это страна, которую вряд ли можно считать в бесспорном авангарде технологического прогресса. Делегация, приехавшая перенимать опыт, оказалась из Киева. Ребята, если кто-то из вас сейчас меня читает, спасибо за сало и помощь с hard drive partitioning!
И еще история, тоже из английской глубинки, тоже 1999. Однажды я преподавала компьютерные классы фермерам в такой глуши, что там даже не было сигнала мобильного. Класс размещался в огромном амбаре, где провели свет, отопление и установили компьютеры. Контингент - люди не слишком молодые, с перманентно обветренными лицами и руками, которые работали на земле поколениями и так же от отца к сыну передавали землю. Разговорились. Они мне стали рассказывать, зачем им компьютер. И стали мне наперебой перечислять, как смогут с помощью интернета улучшить свое ведение хозяйства, что такое мне и в голову прийти не могло: люди явно думали о своей конкурентоспособности в будущем. И это сельская среда, которая во всех странах мира является носителем наиболее консервативного сознания!
И еще - вот почему я думаю, что у Илона Маска все получится. Специфика западного мышления (речь, конечно, не об отдельных индивидуумах, а о том, что предопределено самим образом и стилем жизни).
Века конкуренции развили у индивидуумов воображение на перспективу.
Прогресс это образ мыслей. И ничего более.
Нет, можно, конечно и иначе. Можно все бросить на развитие и копирование технологий военной техники и ракет, оставаясь территорией, где на большой части территории еще далеко не у каждого компьютер. Но тогда получается “Верхняя Вольта с ракетами” (М. Тэтчер об СССР), а в таких странах талантливые мальчишки и девчонки, которым даны головы и руки (военно-промышленный комплекс не резиновый, всех не возьмут), мечтают только об одном - уехать. Будущее это то, о чем мечтают мальчишки и девчонки.
В сталинских шарашках люди работали и совершали поразительные прорывы не только за страх: у них еще жила иллюзия, что они своими руками делают будущее…
И последнее. Развитому обществу, работающему на перспективу, потребуются самореализация всех наиболее способных - с любыми первичными и вторичными половыми признаками, любым цветом кожи, волос, разрезом глаз, формой носов, любой ориентации, любым акцентом, вероисповеданием, любым происхождением, спортивных и здоровых или прикованных к мобильным креслам et cetera, et cetera…
Поэтому чем больше в обществе “скреп”, консерватизма, мировоззренческой изоляции и нетерпимости и страха перед новым, тем сильнее будет отставание.
И опять новая технологическая революция, и опять англо-саксы…Почему они, чем они лучше? Да ничем. А потому что прогресс это образ мыслей.
А у Илона Маска все получится.
Вот поживем еще одиннадцать лет…
Карина Кокрэлл-Фере, «Фейсбук»