Памяти Бориса Немцова и белорусских друзей.
Все эти невозможно долгие три года мне страшно не хватает Бориса Немцова. В записной книжке моего мобильника до сих пор есть его телефон. Хочется позвонить, поговорить, пожаловаться, посоветоваться. Задумать какую-нибудь безумную хорошую идею.
Как-то я сказала ему: «С тобой классно работать. Я бы даже согласилась, чтобы ты был моим начальником». Боря тогда рассмеялся и ответил: «Ты такая самодостаточная. На фига тебя начальники, даже такие классные, как я?»
А вот оказалось и не самодостаточная, Боря. Мне не хватает тебя, мне очень не хватает друга и коллеги Олега Бебенина, мне не хватает подруги Вероники Черкасовой, мне нужен для полемики и споров Павел Шеремет. Хотела бы увидеть Диму Завадского с камерой на перевес на демонстрации в Минске и взять интервью у генерала Захаренко и Виктора Гончара.
Мысленно я часто веду со всеми, так рано ушедшими, разговоры. Конечно, история не имеет сослагательного наклонения, но невозможно не представлять, что было бы, если бы сегодня все эти люди были среди нас. Ситуация в России не была бы такой удручающей, жизнь в Беларуси не была бы такой паскудной.
Но есть мы. Те, кто хранит память, имеет совесть, знает, что надо бороться и двигаться вперед, как бы не мешали и не было трудно.
Возьмем нашу сегодняшнюю ситуацию. Лукашенко заблокировал в Беларуси «Хартию». Что бы сказал Олег Бебенин? «Не унываем, ребята, работаем, действуем активно, креативно и всего добьемся».
Что бы сказал Юрий Захаренко? Уверена, свою любимую фразу «Прорвемся!»
Что бы сказал Борис Немцов? То, что в воскресенье было написано на транспарантах на марше в его в память в Москве: «Сила в правде, а правда за нами».
Поэтому надо идти, даже если силы на исходе — к свободе, к нормальной жизни. Идти с портретами своих героев. Кто-то может быстрее, кто-то медленнее, но главное - двигаться. Ведь дорога-то на самом деле хорошая, правильная.
Надо дойти. Ради них, ради себя.
Наталья Радина, главный редактор Charter97