Понятие «конкуренции» у нашей власти очень сильно отличается от общемирового.
Конкурентоспособность наших товаров и экономики в целом продолжает падать. Поэтому вполне логично, что правительство озаботилось программой развития конкуренции. По мнению министра антимонопольного регулирования Владимира Колтовича, разрабатываемая в МАРТ программа поможет преодолеть негативные тенденции, которые сегодня наблюдаются в отечественной экономике. В частности, до сих пор существуют барьеры, в том числе административных запретов. Ограничение конкуренции приводит к удорожанию товаров и инфляции. Выявлены и случаи протекционизма, когда власти того или иного региона не пускали на полки товары из других областей, отмечает ОНТ. Как отметил Колтович, в настоящее время уже принята концепция этой программы.
Вроде правильное решение, поскольку проигрываем мы конкурентам на внешних рынках. Да и внутренний потихоньку начинаем им отдавать. Одна беда – понятие «конкуренции» у нашей власти очень сильно отличается от общемирового. Например, наша власть до сих пор твердо уверена, что правила игры на рынке должен диктовать не потребитель, как в цивилизованном мире, а проигрывающий конкурентную борьбу производитель или поставщик услуг. Примеров тому – «воз и маленькая тележка».
Один из последних – ситуация с маршрутками. С 26 февраля после введения новых правил автомобильных перевозок в Беларуси фактически ликвидирована сеть частных маршрутных такси, которые занимались междугородними перевозками. Люди, которые 10-15 лет строили бизнес, остались без работы, а их семьи – без средств к существованию, пишет gazetaby.com. Как оказалось, изменения в закон об автоперевозках инициировали официальные регулярные перевозчики, о чем заявил замминистра транспорта и коммуникаций Александр Шишко. – Инициаторами выступили транспортные компании, которые жаловались на засилье на рынке перевозчиков, пользующихся несовершенством законодательства и выполняющих регулярные рейсы, не имея на то лицензии. Официальные перевозчики оказались в неравных условиях. Что вышло в итоге? Билет – вдвое дороже, время в пути – больше на час. Ледяной салон на старте с вокзала в минус 23°С на улице. Таковы впечатления первых минут поездки из Минска в Новополоцк на микроавтобусе государственного перевозчика. О таких милых радостях, как бесплатный Wi-Fi (обычная вещь для частных маршруток) и вовсе не приходится мечтать.
Кто живет в нашей стране, прекрасно понимает, что именно так наши власти и понимают конкуренцию. Ликвидировать более успешных конкурентов силовым способом, увеличить цены, снизить качество. При жестком административном давлении, это еще может сработать, но только внутри страны и то лишь отчасти. На внешних рынках такая «стратегия» однозначно означает проигрыш.
Сходная ситуация чуть ранее сложилась у нас с сахаром. Как известно, МАРТ установил минимальную цену на сахар внутри страны в полтора рубля. То есть поднял цены почти в полтора раза. Ну и объяснил: решение в рамках развития «свободной конкуренции». В итоге получается, что в белорусский сахар в полтора раза стоит дешевле, чем в Беларуси. Иными словами, наш горе-бизнес разоряет свою страну и субсидирует чужую. Разумеется, не только с сахаром у нас такая ситуация. Это такая своеобразная стратегия конкурентной борьбы. Внутренний рынок не сможет покрыть все убытки и провалы на рынках внешних. Рано или поздно экономика надорвется при таких «правилах игры».
Казалось бы, конкурентный отбор для того и существует, чтобы неэффективные производства уходили с рынка, а не искусственно поддерживались за счет грабежа собственных граждан. А правила должны быть переписаны под тех, кто умеет работать и конкурировать с другими. Но нет.
Еще раньше, в угоду неконкурентному легпрому «придушили» собственных ИП. Но на место наших ИП пришли торговцы из Азии, а не белорусский легпром. Навязанные силовым способом «правила игры» были правилами от лузера, неудачника, и они закономерно не сработали даже внутри страны (не говоря уже про внешние рынки).
И так у нас практически всегда. Стоит какому-нибудь, обычно государственному или окологосударственному «бизнес» проиграть в конкурентной борьбе более гибким, расторопным и передовым конкурентам – немедленно следует обращение куда надо, и правила меняются под менее компетентных. Власть же, как мы уже видели, всегда переписывает правила игры под неудачника, в 100% случаев – если этот неудачник имеет приставку «гос».
Выходит, чтобы начать наконец выигрывать в конкурентной борьбе нам нужно в корне поменять представление о «честной конкуренции» и начать наконец поддерживать успешных, гибких и креативных, а не застрявших в далеком прошлом неудачников. И чтобы научиться выигрывать на внешних рынках, надо сначала отработать методы свободной конкуренции внутри страны. Кроме, того, во главу угла следует поставить интересы потребителя, а не коррумпированного госдиректората. Стержень любого бизнеса – потребитель, а не станок или директор.
Набивший оскомину, но характерный пример. ПВТ от конкурентов наша власть никак и никогда не защищала, но он добились серьезных успехов на внешних рынках. В честной конкурентной борьбе. А вот производителей телевизоров, например, власть активно и разнообразно защищала от конкурентов. Ну и теперь у нас практически нет производства телевизоров.
В общем, программа развития конкуренции у нас действительно давно назрела и перезрела. Но обучить азам конкуренции надо в первую очередь наше правительство. А бизнес, имеется в виду частный бизнес, в этом и так гораздо больше нашей власти понимает. Но его интересы программа тоже обязательно должна учитывать. Пустыми фразами типа «распространить», «углубить» и «внедрить» тут ничего не добьешься.
Юрий Пшенник, «Наше мнение»