Евфросиния Полоцкая - сильная и яркая женщина, которая, несмотря ни на что, меняла ход белорусской истории.
Авантюрное Житие полоцкой монахини
Давайте на минутку перенесемся в XII век. Во времена раздробленных маленьких княжеств в семьях богатых князей дочери, на удивление, ценились не менее сыновей. Их можно было отдать замуж за самого «выгодного» кандидата, создавая при этом сильные кровные связи, которые гарантировали мир или имущественную пользу, пишет Павлина Валиш для «Белсата».
Когда молоденькой и жадной к науке Предславе (имя Евфросинии при крестинах) исполнилось 12 лет, вряд ли кто-то подумал, что стоит спросить саму девушку, хочет ли она замуж.
Кавалеров было хоть отбавляй, так как пишется в житии святой, невеста отличалась особой красотой и великолепием.
Но на свою дальнейшую судьбу молодая бунтарка Предслава имела другие планы.
Келья независимости
«Что будет, если мой отец захочет отдать меня в супружество; если будет так, от печали этого мира нельзя будет избавиться! Что содеяли наши роды, бывшие прежде нас? Женились и выходили замуж, и княжили, но не вечно жили, жизнь их прошла и погибла их слава, словно прах, хуже паутины. Но древние жены, взяв мужескую крепость, пошли следом за Христом, Женихом своим, и предали тела свои ранам, мечам — главы свои, а иные хотя и не склонили шеи свои под железом, но духовным мечом отсекли от себя плотские сласти, отдали тела свои посту, и бдению, и коленному поклонению, и возлежанию на земле — и они памятны на земле, и имена их написаны на небесах, где они вместе с ангелами непрестанно Бога славят. А сия слава есть прах и пепел, словно дым рассеивается, словно пар водяной погибает» — так рассуждала девушка. И… вопреки воле отца сбежала в монастырь!
Для многих женщин той эпохи христианство было чрезвычайно влиятельной, всепоглощающей религией, которая требовала огромной самоотверженности, но и очень много давала взамен. Они отдавались вере с большим энтузиазмом и глубоким чувством.
Выбирая целомудрие, женщины автоматически меняли свой социальный статус и этот новый статус избавлял их от брачных оков, тяжести домашнего хозяйства, беременности и других женских обязанностей.
Выбор в пользу целомудрия поднимал их на недостижимую обычным грешницам высоту.
Женщина-монахиня оставалось слугой Господа, а это позволяло вести нетипичную для женщин того времени независимую жизнь.
Маленькая монахиня — великое дело
Такой выбор сделала Предслава, став «женой Господа» Евфросиньей. Однако нельзя не учесть еще один фактор. Наша героиня была чрезвычайно сообразительной и умной. Единственными местами, где можно было заниматься наукой, были на то время монастыри. Мы все читали на уроках истории, что Ефросинья переписывала книги и, возможно, их переводила. Сегодня достаточно трудно себе представить насколько сложной была эта работа, в первую очередь — мужская работа. Держа пергамент на ладони левой руки, локтем оперевшись о колено, правой рукой надо было осторожно и с художественным искусством выводить каждую букву.
Это была медленная тяжелая физическая работа, которую Евфросинья предпочла вместо предсказуемой судьбы жены-княжны.
Мало того, несмотря на протесты отца, новоиспеченная монахиня перетянула в монастырь младшую сестру, потом и двоюродную сестру, а еще позже двух племянниц.
Евфросиния обладала природным даром влияния на людей. Есть предположения, что она влияла на политику того времени, и не беспочвенные, учитывая, что девушке удавалось строить монастыри, мастерские, где и был сделан ее знаменитый драгоценный крест, утерянный во времена Второй мировой.
Кроме того в конце своей жизни белорусская святая совершила паломничество в Иерусалим. Если учесть отсутствие транспорта на то время — это действительно был подвиг. Однако именно это паломничество подорвало здоровье Евфросинии и на Святой земле ей было суждено закончить свой жизненный путь. Главное, что мечта маленькой бунтарки осуществилась и слава о ней до сегодняшнего времени — «прах и пепел, словно дым расходится и словно пара водная погибает!»