О развитии въездного туризма в Беларуси через некоторое время можно будет забыть, считают эксперты.
Продавать Беларусь – так в узких кругах называется деятельность туроператоров по привлечению в страну зарубежных туристов, которую государство пытается стимулировать. Но отдельные формулировки нового Закона «О туризме» ставят под сомнение не только развитие въездного туризма в стране, но и статус некоторых услуг, отмечает редактор газеты «Туризм и отдых» Лилия Кобзик, пишет «Завтра твоей страны».
Продажа Беларуси – дело благородное. Приветствуется и поощряется государством. Пока, правда, больше на словах.
Эффективно стимулировать у нас не умеют. Что-то обязательно случится и помешает. К такому выводу можно прийти, проанализировав отдельные положения нового Закона «О туризме», вступившего в силу 6 октября 2010 года, и совсем свежие комментарии к нему юристов Министерства спорта и туризма и Министерства по налогам и сборам.
Оба комментария к Закону содержат жесткое определение, что такое тур и какие услуги обязательно должны в него входить. Обязательными услугами являются минимум две из трех следующих: перевозка, размещение и, как сказано, «иные услуги, не являющиеся сопутствующими». Любопытно, что, к примеру, завтрак в отеле, посещение spa-салона, бронировка конференц-зала – все это услуги «сопутствующие» размещению. Чтобы тур назывался туром, а деятельность туристической, фирма должна продать клиенту не менее двух из трех обязательных услуг. Если фирма бронирует для зарубежного гостя, скажем, только проживание в отеле, либо только трансфер, либо только экскурсию, то это не только не тур, но и, согласно новым нормам, такая услуга вовсе не является туристической. А раз это не туризм, то, естественно, никакие льготы на эту, теперь безымянную, деятельность не распространяются. И если белорусский въездной оператор, не дай Бог, продаст своему клиенту турпакет, в который включено проживание в столичной пятизвездочной гостинице плюс питание, плюс посещение фитнес-центра, сауны, spa-салона то, по новым законам, никакой он не въездной оператор. Следовательно, платить налоги надо, как говорится, по полной.
Но даже не это самое «смешное». А то, что вообще непонятно, как теперь эти услуги документально оформлять, потому что все вышеперечисленное – уже не туризм!
«А что же это?», – растерянно спрашивают въездные операторы, которых в Беларуси, между прочим, полтора процента от общего количества турфирм. Ответ, похоже, пока никто дать не может.
А вот ответ на вопрос, почему количество бизнесменов, делающих ставку на «продажу Беларуси», не растет или растет очень медленно, есть: «стремное» это дело – иметь дело с государством, быть целиком зависимым от того, куда в данное время подует ветер, все время ждать подвоха. Кроме логичного вопроса, что тут, собственно, в Беларуси «продавать», постоянно возникают проблемы, как это продавать. А когда проблем много, бизнес не развивается.
Интересно, что уже в ближайшее время ожидается выход нового указа, призванного стимулировать въезд. В числе прочих в нем содержатся существенные налоговые послабления для белорусских отелей, принимающих иностранцев. После вступления в силу этого указа цены туроператоров, предлагающих иностранцам услуги бронировки тех же отелей, станут абсолютно неконкурентоспособными, а деятельность тех немногих фирм, которые специализируются на въезде, потеряет смысл. Ведь так называемые «комплексные» туристы (которые заказывают сразу и перелет, и размещение, и - как требует закон - трехразовое питание) составляют совсем небольшую часть въездного туристического потока в Беларуси. Основной «контингент» наших зарубежных гостей – это индивидуалы, бронирующие отдельные услуги, и, чаще всего, это именно услуги отеля.
«На сегодняшний день в белорусском туризме сложилась абсурдная ситуация», - говорит директор компании «БеларусТурСервис», специализирующейся на въездном туризме, Геннадий Левшин.
«Туроператор больше не может предложить иностранному туристу отдельную, необходимую клиенту, услугу. Белорусский оператор может предложить иностранцу только набор, включающий обязательные услуги. Если по каким-либо причинам этот набор не устраивает клиента и он хочет отказаться от одной из «обязательных» услуг, то туроператор должен увеличить стоимость оставшейся услуги на 20%, либо вовсе отказать иностранному туристу в обслуживании», подчеркнул Геннадий Левшин.
Добавим, что абсурдность ситуации усугубляется еще и тем, как «попали» фирмы (в основном, туристические), вложившие средства в разработку Интернет-ресурсов, на которых можно бронировать различные «отдельные» услуги в Беларуси, в том числе, отели. По сути, это деньги, вложенные в раскрутку и продвижение Беларуси. Те самые инвестиции, которых ждет государство.
Кстати, некоторые из этих ресурсов операторы в эти дни презентуют на самой популярной туристической бирже мира – в Лондоне. Но, пардон, продажа туруслуг через Интернет для иностранцев в Беларуси становится практически невозможной или, в крайнем случае, «стремной». Поскольку этот процесс предполагает, что клиент самостоятельно осуществляет поиск, сравнение, формирование набора необходимых услуг и их оплату. Если ничего не подозревающий иностранец сформирует и оплатит набор услуг, не подпадающий под понятие тура (как его понимают юристы Министерства по налогам и сборам), то стоимость этих услуг для туроператора резко возрастет, и, пожалуй, ему проще будет закрыть ресурс. Это еще и к вопросу об инвестициях.
«В свое время мы несколько раз обращались в Министерство спорта и туризма, писали официальные запросы юристам, где предупреждали о последствиях введения формулировок и тура, и обязательных услуг – именно для въездного туризма. О том, что во всем мире любая услуга, которая связана с организацией путешествия, является туристической. Но, к сожалению, нас не услышали. Теперь из-за нечеткости понятий тех же «сопутствующих услуг» даже если туроператор и продает вроде бы туры, он не может быть уверен, что налоговые органы признают эти комплексы услуг именно турами и не начислят соответствующие штрафные санкции», - говорит Геннадий Левшин.
То есть, как отмечает директор компании «БеларусТурСервис», если все останется по-прежнему, риск для въездного оператора «попасть» на огромные санкции настолько велик, что данная деятельность теряет всякий смысл и о развитии въездного туризма в Беларуси через некоторое время можно будет забыть.