Это вносит искажения в рыночную экономику.
Как заявил в эфире государственного телевидения глава Управления делами Лукашенко Беларуси Виктор Шейман, предприятия, принадлежащие этой организации, заработали в 2017 году чистую прибыль в размере 120 миллионов рублей, пишет сайт «Салiдарнасць».
При этом, положительное сальдо внешней торговли предприятий составило внушительную сумму в 194 миллиона долларов.
С чем связаны экономические успехи предприятий Управделами, в число которых входят такие активы, как агрокомбинат «Мачулищи», Паритетбанк, предприятия «Молочный гостинец», «Беларусьторг» и другие?
– Это абсолютно ненормальная ситуация, когда наиболее прибыльные предприятия собираются под Управделами, – прокомментировал ситуацию экономист, руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин. – Соответственно, вся прибыль остается там же. Это вносит искажения в рыночную экономику.
По мнению собеседника, «это ставит частные предприятия, которые работают на рынке, в абсолютно не равные условия».
– Мы понимаем, что у таких предприятий, приближенных к Лукашенко, есть возможность договариваться, кулуарно решать проблемные вопросы. А у обычного частного бизнеса такой возможности нет, – говорит он.
Ковалкин считает, что Управделами «должно заниматься не бизнесом, а исключительно, тем, чтобы обеспечивать хозяйственную составляющую деятельности главы государства».
Экономист связывает успех предприятий системы не с тем, что в них якобы больше порядка, так как они находятся под пристальным присмотром главы государства, а с тем, что для них просто создаются более лояльные условия.
– Простой пример. Управделами управляет большим количеством недвижимости и одновременно занимается развитием сетью аптек. То есть вполне может выступать арендатором этой самой недвижимости. Понятно, что это будет происходить совсем не на рыночных условиях.
Отсюда и успехи: они связаны либо с определенными монополиями, либо с какими-то негласными преференциями, считает эксперт.
– Почему в Управделами Лукашенко попадают в основном прибыльные предприятия? Потому что есть возможность подгрести их под себя. Неприбыльные предприятия им просто неинтересны.
А вот если условный МАЗ или МТЗ оживет, улучшится конъюнктура на российском рынке, пойдут продажи – то на эти предприятия тут же обратят внимание знающие люди. И захотят ими управлять, – объясняет руководитель проекта «Кошт урада».