Отставка Тиллерсона имеет далеко идущие последствия.
Отставку государственного секретаря Соединенных Штатов Рекса Тиллерсона вряд ли можно считать настоящей политической сенсацией. Об этой отставке говорили несколько месяцев подряд - после того, как стала очевидной личностная несовместимость президента и государственного секретаря, а Тиллерсон позволил себе весьма нелицеприятно и откровенно отозваться об умственных способностях бывшего коллеги по бизнесу. Вопрос был исключительно в том, когда Дональд Трамп решится сменить главу государственного департамента и кто будет преемником Тиллерсона - вторую кадровую ошибку на столь серьезной должности за такой короткий срок не может позволить себе даже Трамп.
Конечно, велико искушение отнести историю с Тиллерсоном на счет очевидной политической неопытности Трампа. Уже приходилось писать, что никогда не занимавшийся ни политикой, ни политическим менеджированием Трамп пока что - ученик начальных классов в школе, директором которой он так стремится стать. Именно поэтому его президентство может быть только набором просчетов, ошибок и ложных ожиданий. Трамп как президент может состояться только в случае переизбрания на второй срок - но за этот успех самоуверенному застройщику еще предстоит побороться.
Однако в истории с Тиллерсоном дилетантизм Трампа не имеет ровно никакого значения. Трамп совершил ошибку, которую до него много раз совершали президенты с куда большим политическим опытом. Связана эта ошибка с двумя вещами - стремлением расширить базу своей поддержки за счет главы внешнеполитического ведомства, вроде бы ничем не рискуя и первоначальным непониманием президентами сути задач госсекретаря и веса его ведомства.
Потому что американский государственный секретарь - это не классический министр иностранных дел, а одна из ключевых фигур управления страной. И в силу функций своего ведомства и в силу влияния, которое Соединенные Штаты оказывают на мир. И когда понимание веса этой должности приходит, президенту - в особенности человеку с сильными волюнтаристскими наклонностями - конечно же, хочется иметь куда более управляемую фигуру во главе госдепартамента.
Рональд Рейган, один из кумиров Трампа, великий политик и искушенный управленец, всего полтора года терпел на посту государственного секретаря ветерана американской политики генерала Александра Хейга - срок, вполне сравнимый со сроком Тиллерсона. Рейгану нужно было расширить свою собственную базу поддержки в республиканском истеблишменте. Но когда стало ясно, что Хейг становится альтернативной президенту фигурой, Рейган заменил его на куда более осторожного и покладистого Джорджа Шульца, который и проработал в госдепартаменте до окончания второго срока президента. И таких примеров в американской политической истории предостаточно.
Выбрав Тиллерсона, Трамп хотел прежде всего показать свои возможности бизнес-сообществу, своей собственной среде, которая так для него важна. Но это оказалось плохим решением - ни один уважающий себя большой бизнесмен - а Тиллерсон, вне всякого сомнения, большой бизнесмен - не будет мириться с сумасбродством и непредсказуемостью первого лица. Трампу нужен тот, кто будет просто подводить базу под его устремления - и в этом смысле Майк Помпео куда более правильная кандидатура. И те, кто утверждает, что сейчас внешняя политика США станет более президентской, совершенно правы. Она станет куда более президентской - как стала более президентской после того, как Рейган избавился от Хейга или после того, как Обама пережил первый срок политических договоренностей с амбициозной Хиллари Клинтон и заменил ее невнятным Джоном Керри.
С одной только существенной разницей - какой будет эта президентская внешняя политика, в первую очередь не знает сам Дональд Трамп. Увольнение Тиллерсона не столько развяжет Трампу руки и позволит президенту проводить некую прямую жесткую линию, на которую надеются многие его сторонники и поклонники, сколько высвободит ноги Трампа для головокружительных непредсказуемых кульбитов, свидетелями которых нам всем предстоит стать.
Виталий Портников, liga.net