Правительство Беларуси решило выявить экономически пассивных граждан.
«Полный портрет трудовых ресурсов страны» санкционирован специальным постановлением белорусского Совета министров. Государство намерено собрать информацию и об экономически пассивных людях», подчеркнул начальник главного управления политики занятости и народонаселения минтруда Николай Кохонов, передает BBCrussian.com.
«В настоящее время есть информация о тех людях, которые работают, учатся, служат в армии, находятся в местах лишения свободы, числятся безработными. Но экономически пассивные люди практически остаются за кадром», - цитирует чиновника официальное агентство БелТА.
Государство, по словам Кохонова, интересуют «пол, возраст, образование, место проживания, источники формирования семейного бюджета, предпринимают ли они попытки трудоустроиться или получить специальность, не выезжают ли на заработки за границу».
Искать тех, кто «за кадром», пойдут по домам: ежеквартальное выборочное обследование домашних хозяйств на предмет занятости трудоспособных станет регулярным через год. «Пробные» проверки обещаны уже с января.
Существенная часть белорусов работает неофициально, и инициатива властей воспринимается как попытка обложить налогами их доходы.
Клеймо для оппонентов?
Неприятная процедура пересчета имущества и доходов угрожает прежде всего политическим оппонентам власти, полагает лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько.
«Я думаю, что это еще одна смирительная рубашка, которую власти попытаются надеть на инакомыслящих граждан. Постараются подвести под некую ответственность, чтобы люди не занимались политической деятельностью. Как говорит Лукашенко, не митинговать, а лопату в руки!», - замечает Лебедько.
Критики белорусских порядков уверены, что нынешняя власть озабочена вовсе не изучением рынка рабочей силы.
«Некоторое время назад к нам обращались встревоженные и возмущенные родители: школьные учителя раздали анкеты, в которых предлагалось отразить заработок, источники доходов. Видимо, у учителей не получилось, теперь к инспекции призвали Национальный статистический комитет», - полагает правозащитник Людмила Грязнова.
Каждый пятый ищет доход на стороне
Официальный уровень безработицы в Беларуси - чуть более 1%. Правда, безработным считается только тот, кто стал на учет в службе занятости населения.
По подсчетам же независимых экономистов, до 20% трудоспособного населения настойчиво ищут заработок-приработок, стараясь, но скрывают это, не желая платить налоги.
Заставить белорусов приносить пользу родине власти пытаются уже не в первый раз. Более года назад департаменту милиции по гражданству и миграции был отдан приказ выявить и вернуть в Беларусь подавшихся на заработки за рубеж строителей, швей, автомехаников.
Мировой экономический кризис сработал эффективнее, чем белорусская милиция. Примерно половина из миллиона белорусских гастарбайтеров, работавших в России, вынуждены были вернуться домой. Но трудоустройству в местных конторах и организациях «возвращенцы» предпочли частные нелегальные заказы.
«Я востребован и предпочитаю работать на себя. Иногда задумываюсь, впрочем, что где-то впереди маячит пенсия и государство начислит мне копейки… Но мой отец тридцать лет отпахал на заводе, был ударником труда, а на пенсию прожить не может!» - рассказывает мастер Игорь.
Игорь перебивается ремонтами минских квартир, но заработками не доволен и мечтает вернуться в подмосковные коттеджи.
«Да я там за месяц зарабатываю столько, сколько здесь за три. А на государственной стройплощадке за такие деньги все полгода вкалывать придется. Ловить будут? Обследовать? Пусть сначала найдут, - улыбается Игорь.- Нет пока такого закона, по которому я обязан хранить местные чеки на телевизоры-поварешки».
Решить проблему запретом «отхожего промысла» нереально, полагают аналитики.
«Отголосок брежневских времен»
Программу обследования домашних хозяйств с целью выявления экономической активности граждан руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико называет «отголоском брежневских времен».
«В Советском Союзе была официальной доктрина всеобщей занятости и меры по борьбе с тунеядством. Мы повторяем СССР, модернизировав лексику. Но экономически пассивным является и чиновник, который сидит на зарплате и ничего полезного не делает!», - насмехается Заико.
«А людям нужны разумные экономические законы, по которым человек не боится проявить трудовую инициативу и уверен, что заработанное у него не отберут. В Беларуси, увы, заняты не разработкой таких законов, а придумыванием контрольных мер сомнительной эффективности», - полагает аналитик.
К слову, расходы на выявление экономически пассивных граждан решением белорусского правительства возлагаются на бюджет. То есть ловить тунеядцев - подлинных или мнимых - будут за счет тех, кто и так платит налоги.