Великий режиссер прилетает в Минск на частном самолете. Великий режиссер встречается с Лукашенко. Великий режиссер воспевает «сладкую диктатуру».
«Зачем, зачем Эмир Кустурица лезет в политику? Зачем он встречается с Лукашенко?» За пару дней этот вопрос не раз звучал в моей телефонной трубке от друзей-почитателей таланта режиссера.
И действительно, зачем? Ведь последние несколько лет автора шедевров «Жизнь как чудо», «Время цыган», «Черная кошка, белый кот» и «Андерграунд» люди, следящие за мировыми новостями, и так вспоминают с перекошенной улыбкой. При этом диски с творениями Кустурицы хотя бы на время убираются с глаз долой...
Вспомним лишь несколько новостей, связанных с жизнедеятельностью режиссера, которые демонстрируют, насколько творца заносит...
«Кинорежиссер Эмир Кустурица создает собственную линию фруктовых соков, где каждый вкус будет назван именами исторических деятелей. На прилавках появятся небольшие зеленые бутылки с портретами Саддама Хусейна, Фиделя Кастро, Йосипа Броз Тито. Потребителям предлагается распробовать малинового Че Гевару или Кастро со вкусом черники».
В начале 2007-го Кустурица еще не был лично знаком с Александром Лукашенко, иначе мы бы точно узнали, с каким фруктом у него ассоциируется «сладкий диктатор».
Или вот что заявил Кустурица, как-то находясь в Ростове на гастролях со своим музыкальным коллективом No Smoking Orchestra: «Бывший президент США Билл Клинтон заслуживает, чтобы в него запустили ботинком».
Или новость об изменившихся (слава Богу!) планах режиссера: «Эмир Кустурица не будет снимать фильм о Южной Осетии. Договоренность с сербским режиссером была достигнута ещё в 2008 году. В картине планировалось представить российскую версию конфликта. Однако неожиданно Кустурица отказался».
Пожалуй, хватит. Хотя были еще неоднозначные заявления в Ереване, выход из жюри в знак протеста на кинофестиваля в Анталье…
И вот знаменитый на весь мир почитатель цыган, которого и самого уважаемые кинокритики называют «передвижной цыганской свадьбой по имени Эмир Кустурица», второй раз за два года посещает Беларусь.
В 2008-м Эмир Муратович, прилетевший в Минск со своими «некурящими» музыкантами, с Александром Лукашенко не встречался. Однако уже тогда в аэропорту одно высказывание можно было расшифровать как сигнал.
— На Западе есть определенное представление о вашей стране, и я хочу сам убедиться, соответствует ли оно тому, что я слышал о Беларуси, — рассказал режиссер, добавив, что и сам он из той страны, о которой у Запада есть своё мнение…
В 2010-м, в рамках визита на кинофестиваль «Лістапад», Кустурица встретился с Лукашенко. Аккурат накануне президентских выборов в стране, где действующий президент правит последние шестнадцать лет.
— Существует два результата нового правления миром: тоталитаризм, который будет последней степенью капитализма, или власть Китая. И в одном, и другом случае не будет демократии. Поэтому моя теория — большое обещание будущего человечества. Я думаю, что будущее — в так называемой сладкой диктатуре, — цитирует «БелаПАН» слова Кустурицы, сказанные им после встречи с руководителем Беларуси.
— Не уверен, что сумел бы сделать фильм об Александре Лукашенко, — заявил Кустурица, пояснив, что для создания картины обычно ему необходимо чувствовать «основание, на котором можно сделать фильм».
При этом режиссер считает главу Беларуси «очень сильным человеком», несмотря на то, что «может быть, кому-то это не нравится».
Но, если честно, не нравится нам не это — а следующая цепочка действий. Великий режиссер прилетает в авторитарную страну. Прилетает на пару дней. На частном самолете. В тепличные условия. Делает ставку на «сладкую диктатуру».
Интересно, как бы запел Кустурица, прилети он сюда лет 15 назад?! При этом оставшись здесь, творя, воспевая идеалы (возможно отличные от генеральной линии), и потеряв сына или одного из родителей, как это случилось с семьями Дмитрия Завадского, Виктора Гончара, Юрия Захаренко, Анатолия Красовского…