С 2011 года у России практически исчезнет потребность в прокачке нефти по трубопроводу Броды-Одесса.
Об этом первый вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Михаил Арустамов заявил в интервью ведомственному журналу «Трубопроводный транспорт нефти». По его словам, Россия активно использовала маршруты Броды–Одесса и Броды–Южный, когда у нее был недостаток экспортных мощностей, сообщает TUT.by.
«В результате ввода в строй трубопроводной системы Восточная Сибирь-Тихий океан этот дефицит резко сократился. В январе 2011-го, с началом перекачки 15 млн т нефти в Китай, он практически исчезнет. Загружать чужие порты в ущерб своим мы, конечно, не будем. Это не по-хозяйски», – заключил он.
Вместе с тем М. Арустамов полагает, «вся история проекта аверса нефтепровода Одесса–Броды изначально в большей степени связана с политическими играми, чем с реальной экономической целесообразностью».
«Действительно, Венесуэла начала продавать нефть Беларуси. Но пока доставка происходит следующим образом: сырье разгружается в Одессе и по железной дороге транспортируется на НПЗ Беларуси. Беларусь теряет по 52–58 долларов на тонне нефти по той причине, что отказывается покупать российское сырье, поступающее по трубе (пусть даже со стопроцентной пошлиной), и отдает предпочтение венесуэльскому варианту. Очевидный факт: наши западные соседи заведомо проигрывают, но в силу иррациональных причин продолжают следовать тем же курсом», – отметил он.
С другой стороны, первый вице-президент Транснефти признал, что «Украина действительно сейчас озабочена вопросом, каким сырьем его загрузить. Из Черноморского бассейна нефть туда не пойдет, поскольку привязана к давно определенным конечным пунктам назначения. А привозить нефть танкерами и переваливать в Одессе экономически просто невыгодно».
Напомним, что первая пробная прокачка 80 тыс.т нефти для Беларуси через нефтепровод Одесса – Броды состоится 17 ноября. Правда, на уточняющий вопрос, будет ли это венесуэльская нефть, первый вице-премьер Владимир Семашко сказал, что «это будет другая нефть». Он также отметил, что в настоящее время Беларусь прорабатывает возможности получения нефти по схеме своп. «Это оптимальная схема поставки, мы ее прорабатываем с разными нефтяными компаниями, но поскольку это еще находится в стадии проработки, то конкретики я вам сказать не могу», – сказал Владимир Семашко.
Михаил Арустамов полагает, что в скором времени Россия не будет зависеть от стран-транзитеров. «С учетом недалекой перспективы запуска порта в Усть-Луге мы точно уже никак не будем зависеть от стран, по которым проходят трубопроводы, ведущие в чужие порты. Портовые мощности будем использовать только свои, даже принимая во внимание прогнозируемый значительный прирост отечественной нефтедобычи», – заявил первый вице-президент «Транснефти».
Балтийской трубопроводной системе (БТС-2) он также отводит роль резервной. «Не побоюсь такого сравнения: она, как атомная бомба, – средство сдерживания, гарантия от политического шантажа, – говорит он. – Например, если вдруг возникнут проблемы с прокачкой по «Дружбе», мы сможем пустить нефть по БТС-2. И хотя окружным путем, но ровно те же объемы бесперебойно будут поступать европейским потребителям».
БТС-2 планируется загружать нефтью «Дружбы», которая пока идет на Гданьск. Кроме того, «разгрузим немного Приморск, поскольку он работает на пределе, а также снимем сырье с направлений Броды – Одесса и Броды – Южный».
«Еще недавно возникающие с транзитерами проблемы могли ударить по нефтедобыче. Особенно негативные последствия это могло иметь зимой. Ведь если нефть некуда качать – надо прикручивать скважины, а так можно и месторождение загубить», – отметил Михаил Арустамов.