Возобновление партнерских отношений с Беларусью возможно только при смене власти.
Если у кого-то оставались какие-то иллюзии относительно российско-белорусского партнерства, будущего «союзного государства» или хотя бы адекватности Лукашенко, в минувший понедельник они должны были развеяться, передает радиостанция «Голос России» со ссылкой на газету «Нижегородская правда».
В минувший понедельник было опубликовано интервью, которое Александр Григорьевич дал польским изданиям в конце прошлой недели. Из всего им сказанного в этом интервью следует одно: Лукашенко совсем перестал себя сдерживать и готовится окончательно поругаться с Москвой. Если уже не поругался.
Прямым текстом
Тут, собственно говоря, даже комментировать особо нечего. Достаточно привести лишь несколько не самых резких высказываний Лукашенко, чтобы убедиться в некоторой его, мягко скажем, неадекватности.
Рассуждая о фактической фиктивности «союзного государства», Александр Лукашенко заявил, что в двух странах должны были пройти референдумы по принятию новой «союзной» конституции. «Но Россия не захотела пойти на референдум. Она, извините, похерила союзный договор», - так объяснил провал проекта «союзного государства» белорусский правитель, забыв упомянуть, что он сам отвергал все возможные проекты союзной конституции, предлагаемые Россией.
В ответ на замечание польских журналистов, что он слишком долго президентствует, Лукашенко заявил буквально следующее: «Это ваши проблемы. У нас такое возможно, в России - тоже». Поляки не преминули заметить, что в России президент уже не Путин. «Как? А кто?» - «изумился» Лукашенко.
Наверное, ему казалось, что это выглядело остроумно. Со стороны же эта «шутка» производила впечатление плохо скрытого хамства и грубости, непозволительных в устах главы государства, тем более по отношению к главе другого государства. Так «шутить» могут КВНщики, журналисты, но только не президенты в официальных интервью. Потому что обычно за подобными шутками следует дипломатический скандал и прочие не менее серьезные последствия.
Кажется, Лукашенко уже не боится никаких последствий. Как иначе объяснить его новые, ничем не спровоцированные нападки на президента России Медведева. Когда журналисты напомнили ему о жесткой критике, прозвучавшей в октябре в видеоблоге российского президента, Лукашенко сказал, что он стерпит такую критику, поскольку это касается лично его: «Вот если бы это касалось государства, то я с ним не поздоровался бы ни разу. Да и не во вред это мне. Это он показал, какой он политик». Ну вот, снова - совсем не дипломатичное и явно не примирительное заявление.
В общем, тон, смысл и содержание комментариев Александром Григорьевичем российско-белорусских отношений и деятельности конкретных должностных лиц и руководителей России не оставляет сомнений в том, что он сам решительно и окончательно готов «похерить» эти отношения. Люди, рассчитывающие на продолжение сотрудничества, так себя не ведут. Оскорбив и Медведева, и Путина, с кем теперь Лукашенко рассчитывает вести дела в России?
Конечно, Александра Лукашенко можно понять. У него на носу выборы. Наверное, самые сложные из всех, в которых ему приходилось участвовать.
Денег нет. Ну, или, скажем корректнее, денег не хватает. Причем, как простым белорусским избирателям, так и высшему белорусскому руководству. Расстройство отношений с Россией вылилось в настоящую торговую войну. С нового года «Газпром» повышает цены на газ до неприемлемого для Минска уровня. То есть цена все равно будет ниже среднемировой, но даже такую цену Минск не потянет.
Очевидно, что придется затягивать пояса. Не платить «Газпрому» попросту нельзя. Руководство корпорации уже приучило всех своих клиентов к непреложному закону: нет денег - нет газа. Попробуй Лукашенко заартачиться, и с нового года Беларусь останется без российского газа. А шантажировать перекрытием трубы и воровством газа не получится.
Большая часть экспортного российского газа поступает в Европу через Украину, и как раз сейчас с Киевом у Москвы прекрасные отношения. И поэтому она может позволить себе совершенно перекрыть задвижку на границе с Беларусью и пустить газ исключительно по украинским трубопроводам. Будет трудно, но возможно. И в Минске это знают.
А больше шантажировать Россию нечем. Военными базами, за которые Москва якобы не платит Беларуси ни копейки? Лукашенко никогда не осмелится всерьез потребовать свернуть их, поскольку они ему нужны больше, чем России. Предполагать ситуацию, при которой военные базы в Беларуси могли бы потребоваться России для конфликта с Европой, просто невозможно. Ни сегодня, ни завтра, ни в ближайшие полвека точно.
У России с Европой отношения сейчас лучше некуда, вовсю идет разработка концепции договора об общеевропейской безопасности, концепции, в случае успешной реализации которой Россия вполне может занять в Европе место США. И содержать тогда в Беларуси военные базы будет вовсе ни к чему. Даже с Польшей отношения у России сейчас лучше, чем с Беларусью, не говоря уже про Германию или Италию.
Недавно в Минск приезжали министры иностранных дел Польши и Германии, Радослав Сикорский и Гидо Вестервелле, которые, по сути, прямым текстом пообещали 3 млрд евро в помощь Беларуси, если выборы 19 декабря пройдут более демократично, чем прежние.
Но ведь это все латание дыр, это все на время, причем очень непродолжительное. Через пару-тройку месяцев, если ничего не изменится, белорусские избиратели почувствуют резкое снижение уровня жизни, и вряд ли они будут благодарны за это нынешнему правителю. И потому Лукашенко так торопится провести выборы до нового года, до начала полноценного экономического и социального кризиса в Беларуси. И потому так активно и азартно заранее подыскивает виноватых, тех, кого можно будет обвинить в оном кризисе. И, в общем-то, он уже нашел, кого обвинить, - Россию.
У Лукашенко нет перспектив
С раскладом предвыборного пасьянса у Лукашенко проблем не возникнет. Россия повышает цены на газ, Россия повышает пошлины на нефть, Россия критикует «всенародно избранного президента» и пытается его свергнуть - это Россия виновата во всех наших бедах и проблемах. Так Лукашенко объяснит ситуацию народу.
Но что дальше? Как он намерен работать дальше? И как с ним намерены работать дальше - в Москве ли, в Брюсселе ли?
С Брюсселем все более-менее понятно. Едва «переизбравшись», Лукашенко тут же забудет все свои обещания по демократизации страны, снова примется упромысливать оппозицию и независимые СМИ, и в Брюсселе снова раздраженно отвернутся от «последнего диктатора Европы», бессильно дожидаясь, пока власть в Беларуси не сменится как-нибудь сама. Не настолько уж значима Беларусь для Европы, чтобы последней самой влезать в ее проблемы - своих хватает.
Россия так же вот отвернуться и махнуть рукой не может. Беларусь для нее гораздо важнее, чем для Европы, даже если она сама этого не осознает. Но работать с Беларусью Лукашенко стало уже практически невозможно. Из сложившегося тупика может быть три выхода. Либо полностью заморозить все отношения с Беларусью и белорусским руководством, как это было сделано с Грузией и грузинским руководством, и дожидаться, пока так или иначе в Минске не сменится власть.
Либо в очередной раз закрыть глаза на лукашенковские чудачества и снова попытаться примириться и договориться. Либо тем или иным активным образом попытаться сменить власть в Беларуси. Или помочь сменить, как в Украине.
Первый вариант изначально неприемлем. Беларусь не Грузия, так же легко пожертвовать отношениями с нею не представляется возможным. Второй вариант, после всех слов сказанных Лукашенко и Медведевым друг о друге, тоже представляется крайне маловероятным. Остается третий вариант.