В последнее время в Беларуси участились случае похищений сотрудниками спецслужб активистов оппозиции. Демократов по-бандитски хватают и вывозят в лес, избивают и запугивают.
Последний такой случай произошел вчера, накануне акции в День Воли. Активистов «Маладога Фронта» Анастасию Положанко и Дениса Карнова сотрудники спецслужб вывезли под Минск, в район деревни Тарасово.
Рассказывает Анастасия Положанко:
-- Нас силой затолкали в машину, отобрали мобильные телефоны, надвинули на глаза шапки и повезли в Гродненском направлении. После этого Дениса куда-то пересадили, заявив, что повезут его в РОВД, но в какой РОВД — не сказали. Меня повезли дальше и высадили из машины на трассе в районе деревни Тарасово. Обратно я добиралась на попутках.
Дениса Карнова также вывезли за город, избили и подвергли издевательствам:
-- Меня запихнули в какую-то машину, а что было с Настой, я не знал. Затем мне приказали опустить голову вниз, между коленей, и в течение часа где-то возили. Потом бросили в другую машину, еще повозили, затем двое неизвестных вывели меня из машины где-то в лесу. Я видел только ноги. Потом начали избивать. В лицо меня не били - били по спине и в живот. Как били? Ну, вы же знаете, ОМОН легко бить не умеет. Меня еще заставили некоторое время простоять на снегу на коленях.
Потом они изрезали мои джинсы, фактически превратив их в шорты. Выбросили меня где-то возле Дзержинска. Я немного прошел по дороге и остановил машину. Меня подвозили несколько машин. Один человек даже дал денег на такси. В Беларуси много добрых людей. Правда, многие боялись останавливаться, поскольку в изрезанных штанах выглядел я не очень респектабельно.
Это не первый случай похищения спецслужбами активистов оппозиции. Совсем недавно подобное нападение было совершено на лидера организации «Молодая Беларусь» Артура Финькевича.
-- 19 сентября 2008 года я выходил из подъезда собственного дома, меня сбили с ног, натянули шапку на голову, забросили в микроавтобус и возили на протяжении трех часов. Руки у меня были связаны, я постоянно получал удары то в спину, то по голове, по ногам, в живот. Мне изрезали куртку. Выбросили в 130 километрах от Минска, рядом с Воложиным.
Я думал, что это все, меня убьют и закапают где-нибудь. Не мог понять, почему и за что, но думал, что это последняя поездка в моей жизни.
Вспоминаются похищения лидеров оппозиции Виктора Гончара, Юрия Захаренко, Анатолия Красовского и Дмитрия Завадского. Сейчас власти боятся убивать, но принципиально ситуация не изменилась. Раньше вывезли меня, вчера Карнова и Положанко, завтра эти страшные вещи будут продолжаться, если оставить их без внимания.
Похищали и вывозили в лес бывшего политзаключенного, осужденного по делу инициативы «Партнерство», Тимофея Дранчука:
-- В сентябре 2002 года, по просьбе главного редактора «Народнай Воли» я со своим коллегой сделал фотоснимки дома на проспекте Машерова, где живет сын белорусского диктатора, Виктор Лукашенко. Через минуту после того, как я попрощался со своим коллегой, меня схватили четверо громил, одетые в черное, и затолкнули в машину с тонированными стеклами. Это было так быстро и неожиданно, что я даже крикнуть не успел. Меня возили по городу, угрожали, забрали фотоснимки и выбросили за Минском.
Раньше меня задерживали в 1999 году, в день окончания полномочий Лукашенко, 21 июля. Тогда я снимал на видео боевую технику возле КЗ «Минск» перед акцией, меня задержали спецназовцы, и их начальник дал приказ меня выбросить за городом. Спецназовцы вывезли меня за кольцевую дорогу, где избили, поломали очки, отобрали видеокассету и оставили.
Правозащитник Валентин Стефанович напоминает, что ранее в Беларуси похищали лидеров оппозиции и, возможно, имели место внесудебные казни:
-- Вчерашние факты, которые были озвучены Анастасией Положанко и Денисом Карновым по поводу их задержания и вывоза в лес, свидетельствуют о том, что в Беларуси грубейшим образом нарушаются права и свободы граждан.
Это можно расценивать как незаконное задержание и лишение свободы. Кроме того, как заявлял Денис Карнов, против него была применена физическая сила, а также ему изрезали брюки – здесь можно говорить и про моральный, и про материальный ущерб.
Я считаю, что в данном случае необходимо подавать заявление в прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело, установить, кто это был, и соответствующим образом их наказать.
Но, конечно, я думаю, что этими неизвестными нападавшими являются представители силовых структур. Это нападение неслучайно, его можно расценивать, в том числе, и как политическое давление на молодежных активистов, запугивание их. Учитывая, что в Беларуси имели место насильственные исчезновение и, возможно, внесудебные смертные казни, я думаю, это не случайно. Такой способ очень хорошо действует.
Правозащитников не может не беспокоить такая ситуация. Я считаю, что необходимо как можно больше заявлять о таких происшествиях.
Может, товарищ Наумов нам что-то ответит, ведь он очень любит комментировать различные демонстрации и акции. Хотелось бы услышать от него, как он объяснит эту ситуацию. Все-таки он министр внутренних дел Беларуси и отвечает за все подобные происшествия, которые происходит в стране.