Если у страны в течение ряда лет отрицательное сальдо торгового баланса - это признак дефолта.
Девальвации в Беларуси не будет, заявил Александр Лукашенко, общаясь с жителями Борисова. Прав ли правитель, называя экономистов шарлатанами, и действительно ли белорусам не грозит девальвация?
«Кто поднял этот вопрос? Его подняли «шарлатаны», для которых, чем хуже стране, тем лучше для них. Ни о какой девальвации речи не может быть, -- сказал Александр Лукашенко.
Экономист Леонид Злотников – один из тех, кто говорил о возможности девальвации белорусского рубля. И в интервью «Завтра твоей страны» от своих слов не отказывается:
– Если ослабеет поток внешних кредитов (а этот процесс уже начался), то девальвация весьма вероятна уже в первом квартале следующего года. Такого кредитования, как это было еще год назад, Беларуси ожидать не приходится.
А самое значительное за последние годы повышение минимальной зарплаты с ноября 2010 года (на 54,7%), которое с учетом увеличения почасовой «минималки» потребует дополнительно около 7 трлн. белорусских рублей и, по прогнозам самих властей, увеличения дефицита белорусского бюджета до 3% ВВП, по мнению экономиста, вынудит белорусское руководство еще больше влезать во внешние долги. Тем временем власти говорят еще об одном повышении «минималки» с 1 января 2011 года.
-- Как финансировать это повышение, рост пенсий, стипендий, думает, видимо, один лишь министр финансов, -- полагает эксперт «Завтра твоей страны». – Конечно, можно «зажать пояса» в другом месте, например, не делать никаких инвестиций, темпы которых по сравнению с прошлым годом и так снизились. Но без инвестиций не будет экономического роста и ситуация ухудшится. В российском учебнике по макроэкономике автора Ивашковского четко написано: если у страны в течение ряда лет устойчиво наблюдается отрицательное сальдо торгового баланса, это признак того, что страна идет к дефолту.
Международные эксперты также отмечают, что процессы роста зарплаты должны зависеть не от решения сверху, а от степени развития экономики.
-- Проблемой для Беларуси является обозначение ориентира зарплаты в долларах, -- считает глава Германской коснультативной группы экономических реформ в Беларуси Риккардо Джуччи. – Желание достичь пресловутых пятисот долларов ведет к ограничению гибкости обменного курса и маневроспособности Нацбанка. Если наступает какой-то шок, Национальный банк пытается амортизировать его. Это не является здоровой ситуацией. Если ставятся какие-то цели по зарплате – не в долларах это надо делать, а в национальной валюте.
Эксперт подчеркивает, что на краткосрочную перспективу экспансивная макроэкономическая политика приведет к положительным результатам, но уже в следующем году это грозит ростом инфляции и проблемами с производительностью труда.
По мнению Леонида Злотникова, если расходы растут, а новых существенных поступлений валюты нет, то девальвация просто неизбежна.
-- Девальвация уже и сейчас, возможно, идет, необязательно, чтобы она случилась за один раз (как это было два года назад) сразу на 20 процентов. Сегодня мы потребляем больше, чем создаем, а удержать это будет очень сложно даже в ближайший год, валюты будет не хватать, отсюда и обязательно будет девальвация, - подчеркивает эксперт. - Приведение потребления в соответствии с тем, что в стране создается, будет проходить через инфляцию и девальвацию.
Экономист Сергей Чалый подчеркивает, что вопрос не в том, произойдет девальвация или не произойдет из-за того, что о ней говорят, а в том, что корректировка курса действительно нужна.
-- К более гибкому курсу нужно было переходить уже давно, -- полагает эксперт. -- Постоянное наличие отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса говорит о том, что курс рубля завышен.
Как считает Сергей Чалый, чем дольше искусственно будет удерживаться курс рубля, тем выше будет потенциал накопленной девальвации.
-- В таком случае дырка в платежном балансе и, соответственно, темпы расходования золотовалютных резервов будут только увеличиваться, – уверен экономист. – По моему мнению, только выборами можно объяснить, что мы вместо нормальной антикризисной политики и либерализации экономики опять вспомнили о 500 долларах, фактически при стоячем курсе начали увеличивать расходы. В этом на самом деле и кроется потенциал накапливаемой девальвации.