Выпавшие на начало ноября большие выходные в России стали поводом для выхода на большие экраны фильма «Брестская крепость». Вот только в самом Бресте премьеры этой ленты заждались.
Вокруг создания этой картины, ее финансирования, а теперь еще и особенностей проката для широкой аудитории происходят странные вещи. Фильм, ставший дебютом в таком формате Телерадиовещательной организации «союзного государства (ее председателем является Игорь Угольников -- продюсер киноленты), призван был продемонстрировать, что политические и экономические споры в белорусско-российских отношениях отходят на второй план, когда речь идет о таком амбициозном совместном кинематографическом проекте. Однако получилось всё совсем наоборот, сообщает «Брестский курьер».
Как теперь признаются создатели «Брестской крепости», проблем у этого творения хватало изначально, хотя после полуторагодичной подготовительной работы съемочная работа продолжалась 73 дня. Выяснилось также, что из союзного бюджета на фильм было выделено 225 миллионов российских рублей (на тот момент около 9 миллионов долларов), однако в процессе съемок обменный курс серьезно изменился. В целях экономии средств из сценария пришлось удалить десятки сцен и отказаться от услуг иностранных производителей спецэффектов. По словам Игоря Угольникова, выйти из непростой ситуации очень помогло вмешательство российского премьера Владимира Путина, который на заседании Совета министров «союзного государства» (волею судьбы оно проходило в марте нынешнего года в Бресте) распорядился выделить дополнительные средства, чтобы успеть сделать полноценную версию картины к 22 июня.
Формально именно в эту знаковую дату у стен легендарной Цитадели и состоялась премьера «Брестской крепости» (отдельные закрытые показы картины, в том числе и с участием Александра Лукашенко, -- не в счет), свидетелями которой желали стать многие наши земляки. Однако вместо ожидавшейся демонстрации киноленты в 4 часа утра для всех желающих, ее начало сместили на час ночи и лишь для обладателей специальных приглашений.
После этого презентация фильма прошла на нескольких кинофестивалях в России, а в нашей стране он демонстрировался в конце сентября в закрытом режиме опять же для представителей российских СМИ, находившихся в очередном пресс-туре по Беларуси. Наконец, было объявлено, что долгожданный выход «Брестской крепости» в большой кинопрокат произойдет на территории «союзного государства» одновременно с 4 ноября. Если «от Москвы до самых до окраин» так и произошло, то в Беларуси его увидели только участники открытия международного кинофестиваля «Листопад». Внятно объяснить причину задержки с показом картины перед массовым зрителем никто из отечественных должностных лиц не берется. Так, пресс-секретарь «Беларусьфильма» Валентина Белякова сообщила, что участие этой киностудии в создании «Брестской крепости» завершилось с окончанием съемок ленты, тем не менее белорусская сторона настаивает, чтобы исходные материалы картины хранились и в Российской Федерации, и в нашей стране.
За комментарием «Брестский курьер» обратился к Игорю Угольникову, попутно поинтересовавшись, не имеет ли он намерения, пользуясь своим продюсерским статусом, добиться демонстрации «Брестской крепости» хотя бы в городе над Бугом – там, где проходили съемки фильма:
-- Я долго «бодался» с белорусской стороной. Теперь ситуация зашла еще и в тупик с кинопрокатом. Я предлагал, чтобы кинопрокат в России и Беларуси осуществляла телерадиовещательная организация Союзного государства (собственно, заказчик фильма). Но белорусская сторона -- нынешний руководитель «Беларусьфильма», а вслед за ним Министерство культуры -- ответили: нет, это будет наше кино, мы хотим сами в Беларуси прокатывать кино, хотим права иметь на этот фильм и так далее. Пожалуйста! Сделали они что-нибудь? До сих пор ничего. В Беларуси нет проката. И весь прокат, который там осуществляется, осуществляется главным образом российской стороной. Так почему нельзя было дать мне возможность правильно прокатать фильм в Беларуси? Теперь я вмешаюсь: напечатал 10 копий и, не дожидаясь документальных договоров (знаю, что с нашими белорусскими партнерами и коллегами договора заключать, что-нибудь согласовывать -- это еще год пройдет), пришлю в Беларусь. И копию для Бреста привезу сам. Иначе по-другому белорусские зрители фильма не увидят.
Продюсер «Брестской крепости» сейчас вообще весьма словоохотлив и успел поделиться с журналистами многими нюансами, сопровождавшими создание фильма. Так, по словам Угольникова, главная проблема заключалась в том, что с белорусской стороной пришлось очень долго согласовывать сценарий, поскольку со стороны ветеранских организаций звучали возражения, что, к примеру, советский солдат не мог сдаться в плен, как это было показано в картине. К слову, в следующем году должна увидеть свет и 4-серийная телевизионная версия картины (права на нее приобретает российский Первый канал), где предусмотрены не только не вошедшие в киноленту эпизоды, но и документальные «врезки».
Возвращаясь к прокату фильма, заметим, что новой датой выхода этой ленты на большие экраны (во всяком случае, в Бресте) объявлено 26 ноября. Но все идет к тому, что и в этот день зрители нашего города «Брестскую крепость» не увидят. Эту неприятную новость «БК» сообщил директор кинотеатра «Беларусь» Дмитрий Селюк:
-- На сегодняшний день никакой ясности, когда же будет демонстрироваться фильм, у меня нет. По имеющейся информации, договор о прокате картины до сих пор не подписан, и, честно говоря, я уже потерял всякую надежду. Теперь обсуждается вариант, чтобы начать показ «Брестской крепости» в нашем кинотеатре 3 декабря. Меня очень удручает эта ситуация: ведь понятно, что правдами-неправдами надо было добиваться, чтобы премьера такого фильма в первую очередь проходила у нас, в Бресте. Мы очень надеялись, что начнем прокат 4 ноября, была договоренность с краеведческим музеем об открытии в кинотеатре выставки на военную тематику. Мы всё-таки ждем, что хотя бы к 26-му числу все формальности будут улажены (поэтому не снимаем афишу фильма с этой датой), но шансы тают с каждым днем…