Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Сверхрусская идентика. Ватные медведи

10.05.2018 общество
Сверхрусская идентика. Ватные медведи

Накануне Дня Победы красноярский художник Василий Слонов представил свой новый проект.

Проект называется "Сверхрусская идентика". Те, кто успели познакомиться с проектом, придумали ему название попроще – "Ватные медведи", сообщает "Радио Свобода".

Как говорит сам Василий Слонов, "Медведи" – продолжение его знаменитой "ватной серии". Вата, считает он, лучший материал, чтобы передать все особенности русской души:

– Вата – податливая, теплая. И чтобы ей согреться, не нужно никого убивать. Она чиста и экологична – не зря же используется при хирургических операциях. И в то же время вата – фильтр, впитывающий разные нечистоты. Вата может быть и огнеопасной. А ватник – это дресс-код русской цивилизации, вечная мода. Символ, который используется, в частности, кинематографом, и нашим, и западным. Это, можно сказать, пересечение мифа и реальности.

За последние годы Слонов сделал несколько проектов своей ватной серии: "Ватники Апокалипсиса", вата-мобиль и даже ватный Ждун. И вот, вата и еще один бесспорный национальный символ – медведь – встретились в новом проекте Слонова. Так что "Ватные медведи" – это не просто арт-проект, рассказывает художник, а символ в квадрате, та самая "Сверхрусская идентика".

Новый проект Василий Слонов представил публике накануне Дня Победы. 8 мая на пресс-конференции он показал ватных медведей – ветеранов, инвалидов войны.

Художник посвятил свой проект Виктору Астафьеву и его роману "Прокляты и убиты", победе над фашизмом и ветеранам и инвалидам всех войн. А в интернете уже разгораются споры о том, допустимо ли в такой форме говорить о войне, "награждать" ватные игрушки орденами. И, в общем, большинство спорщиков сходятся в том, что скандал вокруг проекта неизбежен.

– Василий, это правда, что многие СМИ отказались от участия в пресс-конференции, когда узнали, что именно на ней будет?

– Про СМИ – да, правда. Процентов девяносто дали обратный ход. Были издания, в которые мне сразу посоветовали нос не совать. Это, понятно, провластные СМИ. В других не захотели связываться с подобной темой. Мне говорили: да чего ты паришься, делай презентацию сразу в каком-то художественном пространстве, зачем тебе пресс-конференция? Но хотелось сделать все по-правильному. К художникам и так уже относятся как клоунам, и презентация в галерее выглядела бы как потеха, ничего не значащее развлечение. А мне нужен серьезный подход. Тем более что я представляю не столько арт-проект, сколько своего рода открытие, и считаю себя в данном случае не художником, а первооткрывателем "сверхрусской идентики". Кстати, проект совершенно некоммерческий. Я знаю, как зарабатывать деньги другими способами, а это такой мой особый кайф. Хотя вообще у него должна быть огромная капитализация, и если какие-то люди вдруг решат на нем заработать, шить, к примеру, таких медведей – ради бога. Никакой копирайт на свое открытие накладывать не буду. И потом, встреча с журналистами – это все равно что поход в ЗАГС: ребеночка родили, зарегистрировали, а уж растить его будут они.

– Ватные медведи – откуда они? Как появилась сама идея?

– В свое время, примерно в 2010 году, я прочитал статью, в которой социологи рассуждали о том, что если нация не рождает новые игрушки, это свидетельство ее стагнации. А чтобы узнать будущее нации, надо всмотреться в то, в какие игрушки играют дети. Конечно, это слишком уж глобальные выводы. Но я вот споткнулся об это мнение, задумался: действительно, за последнее столетие русская нация не создала новых игрушек. Я имею в виду, такого масштаба, как, например, матрешка, ставшая символом России. Как-то в последние сто лет в нашей стране было не до подрастающего поколения, все силы уходили на другое. Ну да, разные персонажи появлялись, Чебурашка, например. Но Чебурашка – он инопланетянин (не говоря уже о разных Лунтиках, Фунтиках, Смешариках, появившихся после перестройки), через него невозможно идентифицировать русский мир, русскую душу.

Другое дело – ватный медведь. Нет такой сферы русской жизни, в которую нельзя было бы поместить этого героя. Я сегодня презентовал не авторскую игрушку – это символ России, описывающий то, что в ней происходило последние 100 лет. Разных медведей я делаю лет пять. У меня есть медведи-космонавты, медведи – сидельцы ГУЛАГа с наколками, медведи – алкоголики в майках…

– …медведи – инвалиды и ветераны…

– У войны много сторон. Я с войной познакомился так. У нас в деревне были такие странные, на мой детский взгляд, люди, которые передвигались не на своих ногах, а на тележках или были без одной ноги, без руки, слепые. Мне потом объяснили, что это инвалиды войны. Для меня эти люди и стали ее лицом. Любая война выглядит для меня с тех пор именно так – будь то Великая Отечественная, Афганистан, Сирия. Сейчас в нашей стране происходит сакрализация победы – а это, на мой взгляд, очень опасное явление. Власть в какой-то мере можно понять: наше общество больно, разрозненно, и победа – едва ли не единственная точка, в которой общество можно "собрать", объединить. Но то, как это делается… День Победы – с детства мой любимый праздник, я его больше люблю, чем даже Новый год. Но для меня война – это покалеченные люди. И это в том числе цена победы…

Не буду распространяться об отношении к инвалидам в нашей стране – всем известны случаи, когда их для "красивой картинки" увозили с глаз долой куда подальше.

А медведи призваны проиллюстрировать нашу действительность во всех ее проявлениях, только и всего. Реалистичные представления у людей о войне, сопереживание – таковы цели проекта.

– Какой реакции на ваши работы вы ожидаете? По-моему, почти гарантированно можно ждать заявлений от разного рода "оскорбившихся"…

– Я не знаю, какой будет реакция. Ее невозможно предсказать, ею невозможно управлять. Лично для меня это исключительная радость – быть причастным к этой истории, вот и все. А если пойдут какие-то отрицательные мнения… ну, это свидетельство того, что в ней есть жизнь, а не тухлятина. Не обсуждается только мертвое. Все живое вызывает споры.

Что касается "оскорбленных" – по-моему, тут точно не на что обижаться. Я вообще с трудом представляю в нашей стране человека, который бы, находясь в здравом рассудке, решил оскорбить ветеранов. А ветераны, которые победили в той войне, тем более вряд ли обидятся. Достойные люди, знающие себе цену, никогда не обижаются.

Да, мне сразу сказали, что проект кого-то оскорбит. Но вот недавно Никита Михалков в своей программе гневно отзывался о каком-то фильме: "А вы бы хотели, чтобы это посмотрели ваши дети?" То есть если детям можно смотреть – значит, это показатель некой легитимности произведения. Но не может же вся культура делаться с оглядкой на детское сознание… Так и тут: обидится кто-то или нет – это вообще не критерий в искусстве.

– Будет ли большая выставка ватных медведей?

– Думаю, выставка пройдет в ноябре или в декабре – и там будет много ватных медведей, самых разных. Где именно – пока не знаю. Вообще-то этот проект продвинуть мне было проще где-нибудь в Москве. Но я считаю, что ватный медведь должен был родиться все-таки в Сибири – здесь, в краю ссыльных, в сердцевине народного страдания. А где уж он потом окажется, по каким поедет городам – это уже технология.

Вообще, мир ватного медведя – он может быть безграничен. Как, например (если мы говорим об игрушках), мир куклы Барби, в него постоянно что-то новое привносится. Так и тут: может появиться, например, ватник нового фасона. Или инвалидная тележка не такая вот, на которой сейчас медведь сидит, а поновее и поудобнее…

Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]