В Беларуси могут появиться политзаключенные очень высокого калибра.
Об этом сайту Charter97 заявил правовой инспектор независимого профсоюза радиоэлектронной промышленности (РЭП) по Гомельской области, лауреат премии «Хартии-97» за 2017 год Леонид Судаленко, комментируя «дело профсоюзов»:
- Из материалов уголовное дела против лидеров профсоюза РЭП Геннадия Федынича и Игоря Комлика вытекает, что им предъявляют эпизоды 2011-го года. У нас сразу же возникает логичный вопрос, если у следствия была эта информация еще тогда, то почему целых семь лет она не поднималась? А ведь «дело профсоюзов» началось в августе прошлого года. Именно тогда, когда наш профсоюз эффективно боролся со скандальным декретам о «тунеядцах». Мы тогда очень плодотворно поработали против этого декрета, борьба дала эффект и, на мой взгляд, возбуждением уголовного дела власти хотят «ударить по голове» профсоюз РЭП именно за его активность.
- Как сейчас работает независимый профсоюз?
- Наш профсоюз ни на день не прекращает защиту простых рабочих по всей Беларуси. В той же Гомельской области постоянно идут суды, которые мы часто выигрываем, поскольку защищаем социально-экономические права каждого конкретного работника, независимо от того, где они нарушаются. Конечно же, активная деятельность нашего профсоюза не осталась не отмеченной властями.
- Какой ваш прогноз относительно «дела профсоюзов»?
- Санкции статьи, которая предъявляется Геннадию Федыничу и Игорю Комлику, предусматривают несколько вариантов. Первый - ограничение свободы до пяти лет, второй, более жесткое наказание - лишение свободы сроком до семи лет. Мне сложно сказать, по которому пути пойдет власть.
Дело в том, что лидеры нашего профсоюза и так находятся под подпиской о невыезде с августа 2017 года. Грубо говоря, Федынич, чтобы приехать в Гомель для встречи с профактивом должен был обращаться за согласием следователя. Я уже не говорю про выезд за границу. У них вообще нет такой возможности!
В связи с этим, зачем сейчас власти, скажем так, применять «мягкое наказание»? По причине того, что очень резко было предъявлено окончательное обвинение и дело, вне всяких сомнений, будет отправлено в суд, прогнозирую жесткий приговор, связанный с лишением свободы. Статья еще предусматривает и конфискацию имущества. Для Федынича, которому идет 61-ый год, это будет тяжелым испытанием.
В общем, очень вероятно появление в стране двух новых политических заключенных очень высокого калибра. Возможно, ними власти попытаются торговаться с Западом или, к примеру, с Международным валютным фондом.
- Что сейчас намерен делать профсоюз РЭП?
- Мы сейчас по всей стране заявляем протестные пикеты. В частности, в Гомельской области заявили около семи пикетов. Мы протестуем и заявляем, что «дело профсоюзов» носит сугубо политический характер. Правового в нем ничего нет.
Все лежит на поверхности и, считаю, только политическое решение может повлиять на это дело. Как сейчас себя поведет власть: будет набирать новых политзаключенных либо откажется от этой идеи. Посмотрим. Думаю, в течение ближайшего месяца «дело профсоюзов» будет направлено в суд. Мы будет следить и присутствовать в судах.
Конечно, хотелось бы, чтобы справедливость восторжествовала и с наших лидеров сняли все обвинения. Известно, что никаких серьезных доказательств нет. Ксерокопии каких-то бумаг и не более того. Будем наблюдать за этим процессом.