Темнокожего минчанина повязали на глазах жены и детей за «движение в сторону сотрудников милиции».
Наша страна считается гостеприимной для приезжих. Веками мы заявляем о своем дружелюбии и толерантности. Тем более показательны истории, когда цвет кожи или разрез глаз неожиданно становится помехой для общения. Такой оказался и случай из жизни Джима Эрансипэ (имя изменено), гражданина Нигерии, уже более 10 лет проживающего в Беларуси, пишет «Комсомольская правда в Беларуси».
Как искал Родину-мать, а увидел мачеху
Джим приехал в Беларусь еще в 2001 году. Отучился в Белорусском аграрно-техническом университете, получил экономическое образование. В общежитии познакомился с будущей супругой. После окончания остался жить и работать в Беларуси. В Минске Джим открыл свой небольшой бизнес, семья переехала в новую квартиру. У молодой пары родилось трое детей-погодков, так что отец семейства даже вступил в Республиканское общественное объединение «Клуб любящих отцов». Как многодетной семье паре по социальной программе выделили участок земли под строительство. Казалось, что они живут так же дружно и слаженно, как и многие другие: растят детей, радуются маленьким семейным событиям. Но один весенний вечер заставил Джима вспомнить о том, что он не такой как все, что он - нигериец.
Один злополучный вечер - годовая тяжба
Поздно вечером герой возвращался с работы на машине с покупками. Свободных парковочных мест в его дворе не нашлось. Тогда Джим припарковал машину на бортик и достал большие пакеты, чтобы отнести продукты домой, а после поискать место в соседних дворах.
Неожиданно к машине подошли двое сотрудников милиции и попросили отогнать неправильно припаркованный транспорт, а после потребовали предъявить вид на жительство. Джим отдал милиционерам документы и отъехал на расстояние, с которого видно было фигуры блюстителей порядка. Мужчина понимал, что припарковаться сможет только в соседнем дворе, но оставлять документы в руках незнакомых людей, пусть даже и в форме, не хотел. Поэтому он вышел из автомобиля с просьбой вернуть документы. Милиционеры восприняли это как неповиновение законным требованиям, а протянутая рука была захлопнута в наручники.
Тогда испуганный человек начал кричать, указывать на другой, не по правилам припаркованный транспорт по соседству. На возмущение Джима немедленно отреагировали: повалили на асфальт, и, как записано в протоколе, «применили меры физического воздействия».
На шум выбежала обеспокоенная жена, дети и любопытные соседи. Джим рассказал, что страдал в тот момент не столько от унижения, что на него глазеют собравшиеся люди, сколько от того, что его малыши видят это и, увы, запомнят навсегда.
Ситуация всё больше выходила из-под контроля.
- Один из милиционеров стал обыскивать мои карманы, требуя ключи от машины, - вспоминает жена Джима Светлана. - Но еще обиднее было услышать, как он отчитывает меня за мой выбор. Мол, теперь ты такая же, как и этот черный, третьесортная.
А далее - отделение, а спустя немного времени - карета скорой помощи: Джиму от пережитых злоключений стало плохо. Как только пришёл в себя - новое шокирующее известие: Эрансипэ получил штраф в 700 000 белорусских рублей «за неповиновение законному распоряжению должностного лица».
Милиция всегда права?
Джим абсолютно уверен, что получил наказание незаслуженно, просто потому, что другой цвет кожи сразу настроил блюстителей порядка на негативное отношение. Ведь в одном показания обеих сторон сходятся: просьбу милиции переставить автомобиль задержанный выполнил с готовностью, так что конфликт был не в этом. Странно, что спорную ситуацию работники милиции захотели решить без помощи ГАИ, чьей обязанностью и является установление факта нарушения ПДД.
Не повлияли на решение ни свидетельства соседей, ни десятки положительных характеристик на семью Эрансипэ, ни даже видеозапись, где четко видны движения нигерийца и милиционеров. Камера по удивительной случайности включенной стояла на подоконнике соседей семьи. Суд решил, что все эти доказательства невиновности подозреваемого косвенны, свидетельства жены не могут влиять на решение, так как она близкая родственница, и только работники милиции непредвзято могут передать слова и последовательность событий того вечера. Джим с этим не согласен. За год нигериец и представляющий его интересы Белорусский Хельсинский Комитет прошли все возможные инстанции в поисках правды, которой явно уже не добиться…