Политолог, эксперт Carnegie Endowment Балаш Ярабик в интервью Thinktanks.by подвел предварительные итоги прошедшего 23-25 мая в Минске форума «Восточная Европа: в поисках безопасности для всех», организованного экспертной инициативой «Минский диалог».
Диалог только начинается
«Если говорить о практических результатах для Беларуси, то площадка, на мой взгляд, очень хорошо работает на процесс внешнего ребрендинга, улучшения имиджа Минска на европейской, да и на глобальной сцене. Беларусь становится более понятной для Запада, который уже не измеряет ее прежними стереотипами, шаблонами», - отметил Балаш Ярабик.
В своем выступлении Александр Лукашенко обозначил интерес малых стран в ситуации конфликта больших центров силы, «Минск понимает, что возможно делать в таких обстоятельствах». «В то же время стало понятным, что доверия между большими игроками, Евросоюзом, США, НАТО и Россией — нет. Это было очевидным, но это не значит, что диалог провалился, наоборот, диалог только начинается. Тут важно продолжение, речь идет не только о продолжении данного форума, но и о других действиях в развитие диалога», - сказал политолог.
Прямой национальный интерес
По мнению Балаша Ярабика, «для Минска очень важно остаться площадкой диалога по региональной безопасности — это прямой национальный интерес Беларуси, включая вопросы экономические, военные и, конечно, внутриполитические». «Это положительно влияет на внутренние процессы в Беларуси, предложением и организацией диалога Минск активно выступает в европейский или глобальный дипломатии, что практически означает полное окончание изоляции или самоизоляции», - считает эксперт.
Поиск формата
Балаш Ярабик замечает, что Александр Лукашенко и белорусская дипломатия продолжает активно продвигать идею «Хельсинки-2». «Модель важная, но, с другой стороны, тогда была совершенно иная ситуация, это была реальность противостояния Запада и Советского союза, холодная война, права человека... Но как бы мы не называли предложенный формат, главное, что Беларусь называет темы обсуждения важные для всех глобально, без разделения — экология, терроризм, кибербезопасность, миграция, ситуация региональной безопасности — как результат глобального развития мира. Тут следует найти какие-то платформы, где решения начнут формулироваться, где компромисс будет акцептирован всеми», - сказал Балаш Ярабик. Что касается российско-украинских отношений, то «пока и российские, и украинские эксперты говорили для своей аудитории, а не между собой, это значит, что надо найти другой, более рабочий формат, где вот эти театральные, политические жесты будут не так важны, как экспертные». «Эксперты должны влиять на политику, но не становиться политиками», - заметил политолог.
Внутренняя трансформация по-белорусски
Европа не акцептирует все, что происходит в Беларуси, но изменяет подходы, отмечает Балаш Ярабик. «В Европе все понимают, что вопросы внутреннего характера остались в Беларуси в практически прежнем состоянии, хотя в той же сфере исполнения прав человека тоже есть диалог, там тоже есть интересные, думаю, положительные процессы, которые еще не дошли до какого-то конкретного результата. Все это не уйдет с повестки дня двусторонних отношений. Но изменился вот этот региональный контекст, изменился после событий в Украине. Как я всегда говорю, сравнивая Украину и Беларусь, в Украине есть демократия, но нет управления, в Беларуси наоборот — есть управление, но нет демократии. В последние двадцать лет Запад выводил на первое место именно демократию, но после конфликта в Украине на Западе вспомнили и о проблеме управления, о более сбалансированном подходе, о том, что может дать эффективную стабильность. И белорусский опыт управления сейчас уже рассматривается по-другому. Права человека, отсутствие демократических выборов, отсутствие политической трансформации — эти проблемы не ушли никуда, но поменялся акцент, отношения с Беларусью стали более сбалансированными. Момент, когда оппозиция имела монополию на отношения с Западом, ушел», - сказал Балаш Ярабик.
Политолог уверен, что ребрендинг внешней политики Беларуси положительно влияет на внутреннюю трансформацию, «но особенность Беларуси — в ее темпах, тут все идет очень медленно». «Но я думаю, через несколько лет мы увидим положительные результаты. Смотрите, глава белорусского государства выступал на форуме, которую организовала незарегистрированная гражданская инициатива — уже это показывает, что изменения есть, есть хотя бы в отношениях государства и гражданского общества. Думаю, что этот тренд продолжится и это приведет к внутренней трансформации, но это будет по-белорусски — медленно, не сразу, не под диктатом, думаю, на Западе это тоже начинают понимать», - отметил Балаш Ярабик.
Литва — индикатор успеха белорусского МИД
Заметное в этом году замедление диалога Минска с Евросоюзом обусловлено непростыми из-за строительства Белорусской АЭС отношениями с Литвой, отмечает политолог. «Позиция соседей — очень важна, тем более в ЕС даже малые страны имеют влияние на общую политику. Литва имеет простор политического маневра и очень успешно его использует. При том, напомню, именно Литву десять лет назад называли самым большим адвокатом Минска, а сейчас она блокирует развитие диалога. Это действительно проблема, требующая решения для развития отношений Беларуси и ЕС. Отношения с соседями — вот самый главный индикатор успешности белорусской дипломатии», - заключил Балаш Ярабик.