В нем участвовали 10 тысяч человек.
30 лет назад, 19 июня 1988 года, состоялось первое шествие общественности в Куропаты, организованное вскоре после публикации статьи Зенона Позняка и Евгения Шмыгалева «Куропаты - дорога смерти», передает «Радыё Свабода».
Митинг и шествие были организованы активистами молодежного неформального объединения «Талака».
Заявку подавали Сергей Витушко и Виктор Ивашкевич, но акцию не разрешили. Заявителей вызвали в республиканскую прокуратуру и предупредили, что они нарушают закон.
Шествие и митинг прошли несанкционированно, в нем приняли участие около 10 тысяч человек. Милиция людей не останавливала и не арестовывала (в отличие от следующей акции на Дзяды 30 октября 1988 года). После организаторов наказали штрафом - по 50 рублей.
Сбор назначили у трамвайного кольца в Зеленом Луге, и оттуда люди пешком шли в курапатский лес.
Среди участников того шествия был Гродненской ученый Николай Таранда, член объединения «Паходня». У него был с собой фотоаппарат и ему удалось сделать исторические снимки тех событий. Таранда поделился этими фото с журналистами и написал свое воспоминание о той первой акции в Куропатах.
«19 июня 1988 года я, Дмитрий Кисель, Виктор Гобец и Михаил Баярчук приехали в Минск, чтобы принять участия в шествии и митинге в Куропатах, которые были реакцией на публикацию в статьи Зенона Позняка «Куропаты - дорога смерти». Собирались участники на конечной остановке трамваев в Зеленом Луге. Было уже много милиционеров, которые наблюдали за народом.
На место сбора подошел к Виктору Ивашкевичу, который стоял с транспарантом-оповещением, и поздоровался. Он тогда дал мне задание вместе с другими участниками отнести символический памятник жертвам в куропатский лес.
Минские власти и ЦК комсомола призвали присутствующих сесть в автобусы, которых стояла около полусотни, и ехать на официальный альтернативный митинг к оперному театру. Но никто не обращал на этот призыв внимания, и вскоре колонна, насчитывавшая около десятка тысяч человек, двинулась в Куропаты.
Надо было незаметно, чтобы милиционеры не отобрали, отнести на место скульптуру-памятник жертвам. Хозяина квартиры, на балконе которой хранился памятник, Игоря Марочкина, не оказалось дома, и ребята полезли забирать его с улицы на второй этаж. Достаточно было кому-то из соседей позвонить в милицию - и дело было бы провалено. После Игорь пришел и открыл дверь.
На своих снимках в колонне я уже позже заметил знакомых белорусских студентов из Польши: Юрку Лещинского, Валентина Сельвесюка, Барбару Кучинскую (сейчас Пекарскую). А во время митинга рядом стояли актеры львовского театра, с которыми чуть позже нам представился повод познакомиться и подружиться.
Открыл и вел митинг председатель минской «Талакi» Сергей Витушко. Выступили народный писатель Беларуси Иван Чигринов (который был еще и председателем Белорусского отделения советского фонда культуры), Зенон Позняк, обычный рабочий Виктор Ивашкевич, писатель Константин Тарасов, дочь убитого в Куропатах поэта Тодора Кляшторного Мая, бывший узник ГУЛАГа поэт Павел Прудников и другие, в том числе секретарь Минского горкома партии Петр Кравченко, который успел подъехать с митинга возле Оперного театра.