В служении отказали двум польским и двум российским священникам.
4 июня уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляко отклонил просьбу католического епископа Витебского Олега Буткевича о том, чтобы разрешить священнику из Польши Каролю Прандзёху заменить другого польского священника, покидающего приход. Всего в 2018 году он не разрешил служение в Беларуси, по крайней мере, еще трем священникам-иностранцам – одному католическому из Польши и двум православным из России, пишет krynica.info.
Епископ Олег Буткевич хотел, чтобы отец Кароль Прандзёх служил в приходе Богоматери Фатимской в Шумилино, который опекает религиозный орден миссионеров-облатов, членом которого является и Прандзёх.
«Это тяжелый удар для нас, поскольку в Беларуси работают только четыре миссионера-облата, — посетовал отец Андрей Юхневич. — Теперь нам придется клонировать себя дважды или трижды».
По словам отца Кароля Прандзёха, причин отказа ему не объяснили. Но он не теряет надежды приехать в Беларусь в следующем году, поскольку «пути Господни неисповедимы».
Православный архиепископ Витебский Димитрий (Дроздов) также хотел пригласить двух священников из России в качестве приходских священников в Витебскую епархию, но тщетно. Официальных объяснений отказа также не последовало. «Для нас это не первый раз», — заявил секретарь Витебского епархиального управления отец Владимир Резанович.
По его словам, неофициально чиновники заявляют, что хотели бы больше местных священнослужителей. В Витебском облисполкоме также сообщили, что в 2017 году Леонид Гуляко отказал в разрешении на служение в Беларуси еще одному православному священнику.
Также в апреле за трехкратное превышение скорости был лишен права работать в Беларуси католический священник-поляк отец Кшиштоф Посвята из прихода архангела Михаила в Гатова под Минском.
В Беларуси священнослужители-иностранцы находятся в худшем положении по сравнению с другими иностранцами. Так, священнику могут запретить служение в Беларуси уже за два административных правонарушения. Прочим же иностранцам для запрета во въезде или отказе в визе необходимо совершить по крайней мере пять правонарушений. «Это дискриминация», — уверена правозащитник Дина Шевцова.
Католический священник Витебской епархии Юрий Барок предположил, что депортация отца Посвята имеет политический подтекст: «Если бы это был белорусский священник, действие его водительских прав бы приостановили. Но поскольку это польский священник, в наказании нет пропорциональности. Вопрос не в превышении скорости — это просто хороший повод избавиться от него».
Его брат и также католический священник Вячеслав Барок считает, что отец Посвята получил двойное наказание за одно и то же нарушение: в первый раз он был оштрафован за превышение скорости, а второй — лишен возможности служить и был изгнан из страны.
Более того, с 2015 года католический священник отец Клеменс Верт, который является гражданином России, служит в Витебской е хии, но в ноябре 2016 года выданное ему разрешение на проведение религиозных обрядов было отозвано. В последний раз заявка на разрешение ему служить в Беларуси была отклонена 30 ноября 2017 года. В начале 2018 года было подано новое обращение, на которое пока нет ответа.
Епископ Буткевич назначил его в недавно созданный приход Святого Владислава в Билево, где еще нет костела. Пока у него есть разрешение только на строительство церкви. «Я должен служить в этой церкви, но не могу служить как священник», — посетовал он.
«Это не вопрос безопасности: если отец Верт представляет опасность, его следовало бы изгнать из страны, если нет — ему должно позволить работать священником», — уверен отец Вячеслав Барок.
Также в 2017 году было отказано в продлении разрешения на служение в Беларуси польскому священнику Роберту Мацеевскому, который служил в Мстиславле. В июле 2016 года Леонид Гуляко отказался продлить разрешение о. Роману Шульцу