Но у белорусов есть выбор.
После инициативы о поднятии пенсионного возраста в России о такой возможности заговорили в белорусском «парламенте».
Что же произойдет, если снова повысят пенсионный возраст для мужчин? Этот вопрос сайт Charter97 задал председателю Брестского областного независимого профсоюза радиоэлектронной промышленности (РЭП) Зинаиде Михнюк:
- Как-то глава нашего профсоюза Геннадий Федынич, комментируя возможное повышение пенсионного возраста для белорусок, сказал: «Не трогайте наших женщин, не трогайте святое, оставьте их в покое. А вот всех чиновников без исключений переведите на единую систему назначения пенсии с обычными гражданами. Тогда освободятся очень большие деньги». Теперь я хочу сказать от лица белорусок: «Не трогайте наших мужчин!»
На самом деле, мне близка пенсионная тема. Я сама совсем недавно вышла на пенсию и мне начислили, смешно даже говорить, несчастных 200 рублей ($100). У меня все спрашивают, как буду жить на эти деньги. Я же отвечаю, смеясь, что у меня муж молодой - ровесник, ему еще целых пять лет работать. Знаете, когда пенсионный возраст повысили на три года, то он, конечно, очень огорчился. В общем, каждая семья выживает, не рассчитывая на подачку от государства. Иначе про белорусскую пенсию и не скажешь.
Отмечу, что всего у меня, молодой пенсионерки, 39 лет стажа, из которых убрали учебу и отпуск по уходу за ребенком. В результате вышло 27 лет стажа и возмутительно, что за них мне такие копейки насчитали. Вот как на такую сумму можно выжить?
Если же говорить о белорусских мужчинах-пенсионерах, то они в большинстве своем понимают, что не доживут до пенсии. Тут недавно, например, обращался в наш профсоюз мужчина, который считает, что власти поступили несправедливо, повысив пенсионный возраст. Очень он возмущался - и таких большинство.
- В случае очередного повышения пенсионного возраста что будет с мужчинами, работающими на предприятиях с вредными условиями труда?
- Скажу так, я - член совета Белорусского конгресса демократических профсоюзов. Так вот, женсовет Солигорского независимого профсоюза, когда пенсионный возраст повысили на три года, решил подсчитать, сколько лет на пенсии живут горняки. В связи с вредностью, насколько я помню, они выходят на пенсию на пять лет раньше. Тем не менее, активистки выяснили, что после выхода на пенсию горняки живут три, четыре, максимум пять лет. Получается, что даже им добавили пенсионного возраста так, что они будут умирать, не выходя из шахты.
В общем, отвечая на ваш вопрос скажу, что аспект пенсионного возраста очень остро стоит на предприятиях с вредными условиями труда. Не секрет, что до пенсионного возраста там доживают единицы. Власти как будто специально затеяли повышение пенсионного возраста, чтобы белорусы просто не доживали до пенсии. Плюс возмутительно несправедливо, что после смерти пенсионеров деньги достаются не семье, а государству!
Между женщинами и мужчинами существует разница в продолжительности жизни. Но я хочу сказать спасибо нашим мужчинам, которые, даже и в помине не поднимают вопрос уравнивания пенсионного возраста. В моей окружении точно нет таких мужчин. Белорусы считают, что женщины заслуженно выходят на пенсию раньше.
- Почему официальные профсоюзы, в которые идут отчисления из зарплат работников, никак не реагируют на происходящее в стране?
- Когда люди приходят за помощью в наш профсоюз РЭП и выясняется, что они состоят в официальных, то мы спрашиваем, почему же они не обратились с проблемой в свой профком. Так мне один работник рассказал, что представитель официального профсоюза открытым текстом сказала ему: «Я за тебя сейчас заступлюсь и со мной следующей не продлят контракт».
Это говорит о том, что контрактная система коснулась всех. Федерация профсоюзов - только культурно-массовый сектор при администрации. Они могут вечеринку организовать, поздравить кого-нибудь или, в лучшем случае, провести спортивное мероприятие. Им и в голову не придет заявить пикет или митинг в защиту трудящихся.
Когда мне в Бресте 7 октября разрешили провести пикет за достойный труд, то рабочие завода посоветовали пойти в областной совет и пригласить «коллег». В результате вышли на пикет не они, а рабочие, которые понимают, что если не будут бороться за свои права, то за них этого никто не сделает.
Кстати, у нас в Бресте есть любимый плакат: «Европейским ценам - европейскую зарплату». У нас, когда магазины строят, то говорят, что в них европейские цены, но умалчивают, что зарплаты-то в Беларуси далеко не европейские.
Власти считают нас дурачками, но какая бы диктатура в стране не была, многие в курсе, как живут граждане того же Евросоюза.
- Почему в Беларуси такая высокую смертность среди мужчин?
- Мне кажется, влияет тот факт, что наша медицина не делает профилактики заболеваний, а лечит уже по факту инсульты и инфаркты, которые возникают не без «помощи» контрактной системы.
Я убеждена, что трудовые контракты нужно заключать с продолжительное время работающим человеком, минимум, на 3-5 лет, а нанимателям, к сожалению, начхать. Они подписывают на год, чтобы человек нервничал. Это что, не сказывается на здоровье? Каждый год мужчина дрожит, продлят ему контракт или нет. На ровном месте можно стать «тунеядцем». Как сказал один мой знакомый, «рабство не отменили, оно видоизменилось».
- Согласно статистике, мужчины лидируют среди безработных. Один из наиболее высоких процентов приходится на 60-74 года и от 40 до 44 лет. То есть, белорусы в трудоспособном возрасте не могут найти работу, а что же будет в случае повышения пенсионного возраста?
- Возмутительно, что мужчины в 40 или 60 лет просто не нужны работодателям. Если поднимут пенсионный возраст, то произойдет очередной всплеск безработицы. Я даже боюсь представить, что будет с этими людьми. Куда они подадутся...
На самом деле, у каждого человека есть выбор: возмущаться или покорно нести крест. Хотя в любой момент даже самый покорный человек может закипеть и взбунтоваться. Работающим в Беларуси хуже, чем безработным на рубежом.
Подчеркну, каждый выбирает сам. К нам в профсоюз приходят люди, которые поднялись с колен или никогда на них не становились. Отмечу, мы ждем всех, кто хочет к нам присоединиться и бороться за достойный труд.
Независимые профсоюзы — одна из основ общества и демократического государства. Рабочие должны, выбирая профсоюз, понимать, что платить взносы важно именно той организации, которая поможет бороться в случае чего. Спонсировать «карманные» профсоюзы нет смысла. Как говорится в одном стихотворении, «давлю в себе раба — работы нет труднее». Вот когда люди это поймут, то ситуация в стране изменится.
Чтобы закончить наш разговор на позитивной ноте, хочу пожелать нашим мужчинам здоровья и сил.