За ситуацией вокруг урочища Куропаты пристально следят и в Украине.
При этом украинские историки и правозащитники проводят параллели между нынешним противостоянием в Куропатах и ситуацией, которая была во времена УССР вокруг урочище Быковня, что под Киевом, котороя является местом массового захоронения жертв коммунистического режима, передает «Радыё Рацыя».
Тогдашние украинская власти также отрицали сам факт массовых репрессий, а найденные останки расстрелянных НКВД списывали на «зверства фашистов».
Ситуация кардинально изменилась с открытием архивов бывшего КГБ. Одним из инициаторов «архивной революции» стал Валентин Наливайченко, в то время - глава Службы Безопасности Украины:
- Я рассекретил все архивы КГБ УССР в Украине. Я, в том числе, организовал и закончил следствие по всем преступлениям коммунизма и коммунистов против украинского освободительного движения, в том числе преступлений геноцида Голодомора, и украинский суд с нашими доказательствами принял соответствующие решения и осудил руководство большевиков за организацию Голодомора в 1932-1933 годах в Украине.
- Они осуждены на законодательном уровне?
- В украинском суде была озвучена вся обвинительная база. Я, в том числе, открыл в каждой области Украины в помещениях СБУ свободные залы со свободным доступом ко всем засекреченным архивам и документам. Почему я это сейчас вспомнил? Потому что я искренне убежден, что так можно и нужно сделать и в Беларуси, и в России.
- Сколько не говорилось о возможном открытие архивов бывшего советского КГБ в Беларуси, но разрешения нет, это мотивируется тем, что, во-первых, может быть месть со стороны, например, правнуков жертв, а также то, что дела имеют некую оперативную ценность. Как вы это прокомментируете?
- Граждане, и Беларуси, и Украины, имеют полное право на получение и доступ ко всей правде, какой бы она позорной или горькой не была. И я убежден, что нечего нам защищать КГБ, НКВД, ГПУ, или какие-то другие карательные органы, потому что я убежден, что и КГБ, и НКВД, и ГПУ работали против украинского освободительного движения и против освободительного движения Беларуси. Поэтому я за то, чтобы были рассекречены архивы, а пока что пользуйтесь нашими.
- Вы, наверное, знаете, что такое Куропаты?
- Да.
- Вы, как бывший глава СБУ, что бы посоветовали, что здесь можно делать?
- То, что мы делали в Быковни. Там также расстреливали. Вместе с поляками мы тогда образовали совместные комиссии и начали серьезные изучения, эксгумации. В результате oбнаружили места массовых расстрелов от Киева до Харькова. Более того, мы дали возможность историкам и архивистам изучить эти дела, поставили памятные доски, начали нормальный гуманитарный процесс. Я думаю, что так можно и нужно сделать и в Беларуси.
- Но на это нет воли власти. Власть не хочет это рассекречивать и вообще не признает, что там расстреливали.
- По-правде, у тогдашней украинской власти также не было достаточно свободы. Убежден, что вопрос заключается в том, чтобы была критическая масса людей, которые Куропаты защищают. Эти люди, общественность, и должны влиять на власть и заставить ее идти на уступки. Это мое внутреннее убеждение. Возможно, украинцам было проще [с Быковней], но это правильный путь, и нужно так двигаться...
Напомним, что все жертвы коммунистического режима в Украине давно реабилитированы, а сами преступления осуждены на законодательном и судебном уровне.