Процедура подсчета голосов полностью или почти полностью закрыта от наблюдателей.
Возможности для фальсификации итогов голосования создают состав избирательных комиссий и принцип их формирования. Об этом в интервью газете «Белорусы и рынок» заявил один из руководителей кампании «Правозащитники за свободные выборы» Алесь Беляцкий.
Правозащитники негативно оценивают итоги такого этапа избирательной кампании, как формирование участковых и территориальных комиссий. Вице-президент Международной федерации прав человека Беляцкий считает, что комиссии были сформированы с использованием административного ресурса, фактически под контролем местных администраций.
В итоге, по его словам, представители демократических партий составляют всего 0,25% от общего числа членов избиркомов и будут представлены менее чем в 3% участковых избирательных комиссий.
Начальник – прежний
Важно, что комиссии зачастую формировались из людей, представлявших один трудовой коллектив, причем председателем таких комиссий назначался руководитель учреждения, в котором работают эти люди, то есть их непосредственный начальник.
«Такой принцип формирования комиссий вызывает большие вопросы, потому что государственные служащие находятся под административным контролем. Как они будут считать голоса? Смогут ли они высказать свое мнение, если увидят какие-то нарушения?» - задается вопросом Беляцкий.
По мнению правозащитника, такой принцип формирования комиссий создает условия для фальсификаций итогов голосования. Подобным образом нигде избирательные комиссии не формируются.
Что касается этапа сбора подписей, то эта часть избирательного процесса, с точки зрения правозащитников, прошла в существенно более демократических условиях, чем это было, например, во время предыдущих президентских выборов. По крайней мере, массовых задержаний политических и общественных активистов не наблюдалось. Случаи давления на членов инициативных групп кандидатов в президенты были единичными. «В этом плане стало лучше», - признает Беляцкий.
В то же время у правозащитников есть сотни свидетельств того, что подписи за Александра Лукашенко собирались с помощью административного ресурса, а также людьми, не являющимися членами его инициативной группы.
Беспокойство правозащитников вызвало и то, что наблюдателей практически повсеместно не допустили к процедуре проверки подписей. «При этом у нас есть достаточно серьезные сигналы, что не все кандидаты собрали положенные 100 тысяч подписей. Поэтому мы считаем регистрацию 10 кандидатов больше политическим решением, чем отражением реального положения дел», - говорит Беляцкий.
Оценивая ситуацию в целом, Беляцкий отметил, что «видимая часть избирательной кампании» стала более свободной и демократичной. Однако в самом главном, в процедуре подсчета голосов, никаких серьезных положительных изменений нет.
Можно ли поймать за руку?
Таким образом, встает закономерный вопрос: способны ли наблюдатели проконтролировать подсчет голосов или тем более поймать фальсификаторов за руку? Ведь, как учит опыт предыдущих выборов, процедура подсчета голосов полностью или почти полностью закрыта от наблюдателей.
«Поймать за руку можно тогда, когда ты имеешь право ловить за руку, - отмечает Беляцкий. - Но когда у тебя нет такого права и когда наблюдателей за любые замечания выставляют из участков и требуют, чтобы они находились не ближе 10 метров от счетной комиссии... Что при таком раскладе можно увидеть?» Реально - только спины 12 членов комиссии, которые одновременно считают стопки своих бюллетеней, молча записывают результаты подсчетов на бумажки и передают их председателю комиссии, который так же молча составляет протокол заседания.
Таким образом, права наблюдателей крайне ограниченны. Они не получают на руки заверенные копии протокола. Они не присутствуют при передаче этого протокола в вышестоящую комиссию. Они не могут получить письменно зафиксированный результат предварительного голосования.
«Все эти вещи оставляют массу лазеек для фальсификации результатов выборов, и они, конечно, ставят вопрос о легитимности этого избирательного процесса», - подчеркивает Беляцкий. Если наблюдателей и в этот раз не допустят к подсчету голосов, то правозащитники не смогут «гарантировать, что результаты выборов на самом деле такие».
Беляцкий также отметил, что большое беспокойство вызывает предварительное голосование. Ведь в эти дни сложнее всего отследить, что происходит с избирательными урнами. Сейчас появилось предложение установить круглосуточное наблюдение за участками в дни предварительного голосования, но Беляцкий сомневается, что власти пойдут на это.
«И мы, конечно, призываем людей не участвовать в предварительном голосовании, потому что никто не может гарантировать того, что ваши бюллетени не будут подменены», - заявил правозащитник.
Параллельными курсами
Мониторинг хода президентской кампании 2010 года правозащитники ведут с самого первого дня. Сейчас в этой работе, по словам Беляцкого, принимают участие около 100 человек - это долгосрочные наблюдатели, которые находятся практически по всей территории Беларуси. Они готовят еженедельные и этапные отчеты. В последние 6 дней избирательного процесса к ним присоединятся еще около 700 краткосрочных наблюдателей.
Сами правозащитники планируют поставить под наблюдение 350 участков (из расчета по два человека на участок), то есть примерно 5% от их общего количества. Эти 350 участков будут рассыпаны по всей территории Беларуси, что даст возможность получить более-менее общую картину по стране.
Стоит отметить, что параллельно с кампанией «Правозащитники за свободные выборы» действует кампания «За справедливые выборы 2010 года» под руководством лидера Белорусской партии левых «Справедливый мир» Сергея Калякина и заместителя главы движения «За свободу» Виктора Корнеенко. По словам Беляцкого, наблюдение правозащитников будет «более спокойным, академическим», с целью зафиксировать реальную ситуацию, в то время как руководители кампании «За справедливые выборы» хотят вести работу более динамично, пытаясь активно способствовать справедливому и демократическому подсчету голосов.
Беляцкий сообщил, что участники двух кампаний обмениваются информацией и планируют координировать свои действия, особенно в части наблюдения на участках в дни голосования.
Что касается такого вопроса, как контакт с международными наблюдателями, то с миссией ОБСЕ правозащитники уже встречались. «Тут контакт есть, и он будет, - заверил Беляцкий. - Мы и на предыдущих выборах всегда поддерживали этот контакт и обменивались информацией».
Сложнее дело обстоит с миссией СНГ. Правозащитники уже обращались к представителям миссии с предложением о встрече, но пока те не нашли для этого времени.