В новом видеопроекте Еврорадио "Кандидата в студию!" Виктор Терещено объяснил, почему 16 лет назад поддержал Лукашенко, пообещал втрое сократить милицию и срочно отменить студенческое распределение, а также спел свою любимую песню.
Отвечая на вопросы, кандидат назвал идеал своего политического лидера (канцлер Германии, глава Франции Саркози), любимую книгу ("Тихий Дон" Шолохова) и спел любимую песню ("Вот кто-то с горочки спустился"). По его мнению, зарплата президента должна превышать зарплату учителя в 5 раз. Отношение к секс-меньшинствам – спокойное – это право каждого гражданина, как право участия в партии, объединении (если он не нарушает закон).
Виктор Терещенко признался, что в семье у него – уважительные отношения к жене и традиционные дни рождения за круглым столом.
Из списка белорусских праздников он убрал бы 7 ноября и добавил религиозные праздники и День республики.
По мнению кандидата, бутылка водки должна стоить 3,5 евро.
Близкие друзья Терещенко – жена, родственники, активисты его инициативной группы.
На вопрос, брал ли он кредит, ответил так: "Я взял кредит в декабре прошлого года, в 2009 году. На потребительские нужды для приобретения товаров. Стыдно сказать — в размере 3 миллионов рублей. Это приблизительно 1 100 долларов. Я платил до августа и сказал: "Господь! Куда это меня привело?!". Я пошел в банк, отдал все деньги и сказал: "С белорусскими банками, где присутствуют 17% плюс комиссионные, я больше никогда не будут иметь дела!". Это какая-то дурость присутствует в белорусских банках, это какие-то поборы!".
Любимый анекдот: "Я думаю, этот анекдот очень актуален. В колхозе "Путь к коммунизму" на повестке дня вопрос: "Уважаемые колхозники, у нас очень много навоза. Продадим соседнему колхозу "Путь к социализму" или сами съедим?". Правление голосует: "Сами съедим, но никому не дадим".
Виктор Терещенко ответил, почему решил быть президентом: "Получилось так, что сегодня у нас много крикунов, но ведь мы говорим не о лидерстве в партии и не о том, чтобы быть председателем колхоза. Мы говорим о государстве. Посмотрите, кого ни возьми: опыта нет государственного (я не говорю о политическом в партии), знаний нет или мало, депутатам парламента никто не был. Самым подготовленным человеком считаю себя. Простите, я не считаю, что очень уж себя нахваливаю. Я вынужден был это сделать, потому что знал, что будут слабые. Кто может противостоять действующему президенту, если все такие мальчики по образованию, по уровню, по доверию со стороны избирателей? И останется прежний президент. А я этого не хочу. Вот почему я и выдвинул свою кандидатуру".
— В голове почти у каждого белоруса: "Лукашенко — стабильность". А Терещенко — это что? Что вы предлагаете людям?
— Я сначала прокомментирую. Разумеется, идеологическая служба президента работает. Мы давно построили 5 раз коммунизм, всех обеспечили всем, чем угодно, и даже цены снизили. Мы за 16 лет это увидели. Что сделаю я? Первое и главное: дать возможность человеку поучаствовать в материальном производстве на предприятии или в услугах — в парикмахерской. Быть хозяином. Я выступил за то, чтобы каждый человек максимально, по его желанию, был акционером. Весь мир так живет!
— Отвечая на первый вопрос, вы сказали: "Я не хочу, чтобы Лукашенко оставался президентом". Во время первой президентской кампании вы снялись в пользу Александра Лукашенко. Позднее не жалели об этом своем поступке?
— 13 мая 1994 года, набрав 92 с чем-то тысячи — надо было и тогда 100 тысяч набирать, я снялся в пользу Лукашенко. Мы помним тот период. Тогда было две кандидатуры: Лукашенко и Кебич. И тогда мы видели резкое снижение реальных доходов населения, рост безработицы и главное — плохое поведение Кебича. Я не буду вспоминать, мне стыдно сейчас говорить это в эфире. Но мне было не понять: почему человек так свободно себя вел? И когда я встретился с Александром, он ответил на несколько вопросов, которые я ему задал: "Да, Виктор, я рыночник! Да, Виктор, я буду поддерживать! Да, Виктор!". Он практически сыграл на том, чтобы на мои вопросы сказать: "Да". И я снял свою кандидатуру и поддержал этого человека. Но я хочу сказать, что я не жалею. Считаю, что за все, что сделал Лукашенко, ему большое спасибо от большинства белорусов. Это и вопросы приватизации, и вопросы стабильности. И в конце концов — у нас ведь более или менее нормально. Другой вопрос, что мы топчемся на месте и меньшими темпами идем вперед, чем та же Польша или Прибалтика. Но вопрос в том, что Александр — персона нон-грата. А я верю прессе, я вижу, что происходит. Когда я был депутатом Верхновного Совета 13 созыва, слева от меня сидел Виктор Гончар. Это мой друг! Его нет.
Я думаю, что время его прошло. Я думаю, что ему надо сказать: "Спасибо", дать гарантию защиты, почетного, если хотите, президента, предложить ему высокий пост — если будут союзные отношения, то пусть выбирается президентом Союза. Но роль первого лица и главы Беларуси он выполнил. Нельзя дальше быть! Это будут проблемы не только его — это будут проблемы Беларуси.
Виктор Терещенко затронул вопросы инвестирования и банкротства нерентабельных предприятий, частного и малого бизнеса, и другие, имеющие место в его предвыборной программе.