Премьер Владимир Путин вчера провел переговоры со своим белорусским коллегой Сергеем Сидорским.
Уже по комментарию пресс-секретаря российского премьера Дмитрия Пескова можно было понять, что переговоры ничем не закончились. Или закончились провалом. Здесь «провал» означает лишь констатацию факта, отнюдь не оценку. К тому же, если одна из сторон принимала во внимание подобный исход и учитывала его возможность – какой же это провал?
Итак, Дмитрий Песков вчера заявил, что переговоры завершились, никаких заявлений по их итогам не будет. Значит, не договорились. Не договорились по целому ряду вопросов. Как сказал Владимир Путин в протокольной части, на телекамеру, «несколько очень чувствительных вопросов, которые надо урегулировать».
Однако, как пишет «Коммерсант», в «урегулировании» нуждалась Беларусь. B куда как больше России. Настолько, что белорусский премьер Сидорский прямо ночью позвонил премьеру российскому и договорился о встрече «на завтра». Сообщив (или намекнув) о возможности достижения неких компромиссов по интересующему всех вопросу. То есть о тех самых экспортных пошлинах за переработку с последующей продажей российской сырой нефти. Беларусь эти пошлины платить не желает, кивая на беспошлинность Таможенного союза, Россия не видит причин, почему бы эти пошлины не брать с белорусов, как с российских экспортеров.
Несмотря на плотный график главы российского правительства, «окно» для белорусов нашлось. Тем более, что вроде как, по информации «Ъ», белорусская сторона была готова пойти на какие-то уступки по вопросам беспошлинной поставки российской нефти на предприятия Беларуси. Журналисты прождали около часа, затем вышел пресс-секретарь В.Путина Д.Песков и заявил то, что заявил – см. выше. Как оказалось, Сергей Сидорский приехал, что называется, «пустым», решил «прокачать» ситуацию на авось.
«Оказалось, - пишет газета, - что белорусский премьер на самом деле не привез с собой никаких новых предложений, а просто перед приездом в Москву Александра Лукашенко хотел, видимо, лишний раз качнуть ситуацию — а вдруг качнется в сторону Беларуси». В общем, так и повис над Ново-Огарево недоуменный вопрос: а чего приезжал-то? Особенно после того, как один из белорусских переговорщиков рассказал, что «Сергей Сидорский предупредил Владимира Путина: делиться экспортной прибылью с российскими поставщиками нефти им, белорусам, странно». Поскольку, продолжил глава белорусского правительства, его страна «намерена использовать для переработки «свою нефть». При этом так и не пояснил, для чего, если у Минска есть достаточно «своей нефти» - Уго Чавес пообещал вдоволь «санта-барбары» (сорт нефти такой) – России беспошлинно гнать в Беларусь свои углеводороды.