Cоюзником России в Ливии выступает национальная армия.
Россия перебросила в восточную часть Ливии несколько «десятков» военнослужащих спецназа и офицеров Главного управления Генштаба (ранее ГРУ), сообщила британская The Sun со ссылкой на неназванные источники на Даунинг-стрит. По данным газеты, российские специалисты занимаются подготовкой кадров армии маршала Халифы Хафтара, которому Москва также поставляет тяжелое вооружение. В Ливии Россия уже создала две военные базы на северо-восточном побережье страны, в городах Тобрук и Бенгази. Оба объекта были развернуты под прикрытием частной военной компании (ЧВК) Вагнера, утверждает The Sun.
Присутствие российских военных в Ливии РБК подтвердил источник, близкий к Минобороны РФ. Российский контингент в этой стране представлен в том числе элитными десантными подразделениями, переправленными в восточную область из частей в Подмосковье, указал он, добавив, что переброска началась в последние месяцы.
Близкий к ливийским властям источник подтвердил РБК военную активность России в регионе. Источники РБК указали, что союзником России в Ливии выступает национальная армия во главе с Хафтаром.
РБК направил запрос в Минобороны с просьбой прокомментировать сведения о военной активности России в Ливии, а также в британский МИД и официальному представителю российского МИДа.
Сейчас действует эмбарго ООН на поставку вооружений и размещение в Ливии военного контингента, напомнил РБК руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий Кузнецов. «Россия оказывала военную помощь Сирии по приглашению официальных властей, однако в Ливии официальным является правительство в Триполи, его признала в том числе Москва», — напоминает эксперт. Сообщения об отправке российского военного контингента в североафриканскую страну, по его словам, не соответствует действительности. В Ливии присутствуют итальянские и французские ЧВК, которые охраняют объекты частного бизнеса, а также наемники из африканских стран, в частности Судана, говорит Кузнецов.
Какие цели Россия преследует в Ливии
По данным The Sun, об активности России в Ливии была оповещена премьер-министр Тереза Мэй. Если Москва получит контроль над северным побережьем страны, то сможет контролировать интенсивность миграционных потоков из Африки в Европу, сказал изданию британский чиновник. «Факт заключается в том, что мы крайне уязвимы к потокам миграции и колебаниям на рынке нефти, которые зависят от ситуации в Ливии», — предупредил источник британской газеты. И подчеркнул: поддерживая Хафтара, президент России Владимир Путин хочет сделать из североафриканской страны «новую Сирию».
Глава комитета палаты общин по иностранным делам Том Тугендхат назвал деятельность Москвы «тревожной», но ожидаемой. «Они [россияне], без сомнения, попытаются использовать контроль над миграционными маршрутами в Африке [в своих политических целях]», — сказал парламентарий, которого цитирует The Sun. Вечером 8 октября ряд влиятельных депутатов призвали Мэй принять срочные меры для «противодействия российской угрозе» в Ливии, пишет The Sun. «Мы не можем это игнорировать», — прокомментировал публикацию The Sun британский депутат и зампредседателя правящей Консервативной партии Джеймс Клеверли (цитата по его аккаунту в Twitter).
Российские политики сочли эти опасения ошибочными. По словам председателя международного комитета Совета Федерации Константина Косачева, ответственность за неблагоприятную ситуацию в Ливии несет Великобритания и ее союзники по НАТО. Приписываемые России мотивы он назвал на свой странице в Facebook «бредовыми».
Российское присутствие в Ливии связано с нефтегазовыми интересами, сказал собеседник РБК, близкий к Минобороны.
В Ливии Россия преследует прежде всего не политические цели, а экономические, считает независимый эксперт по Ближнему Востоку Дмитрий Фроловский. «Не думаю, что на сегодня Москва стала бы размещать военных на территории Ливии из-за желания взять под контроль миграционные потоки, чтобы оказывать политическое давление на Запад», — отметил он в разговоре с РБК.
И подчеркнул, что российские экономические интересы в североафриканской стране гораздо более очевидны. «Речь идет о разработке нефтяных месторождений и интересах российских госкорпораций в стране, а также о строительстве железной дороги», — уточнил эксперт. Если новости о российском военном присутствии в Ливии соответствуют действительности, то, скорее всего, решение о нем принималось с расчетом на стабилизацию восточной части страны, чтобы обеспечить безопасность для коммерческой активности, добавил аналитик.