Слова премьер-министра России о том, что в результате беспошлинных поставок нефти в Беларусь в 2011 году российский бюджет недополучит $5,3 млрд, чем дотирует белорусскую экономику, в Минске считают некорректными. Недополученная выгода - это не есть прибыль вашего партнера.
Накануне в ходе "прямой линии" общения с гражданами премьер-министр России Владимир Путин заявил, что Россия недополучит $5,3 млрд в результате беспошлинных поставок нефти в Беларусь в 2011 году.
"Мы поставим в Беларусь в течение следующего года 20-21 млн тонн нефти сырой беспошлинно. Это будет стоить нашему бюджету, мы недополучим $5,3 млрд примерно ", - сказал он.
Он пояснил, что часть потерь будет компенсирована за счет пошлин на нефтепродукты, производимые на территории Беларуси из российской нефти и продаваемые Беларусью на экспорт.
"Мы договорились, правда о том, что все, что будет выработано из этой нефти в виде нефтепродуктов, нам белорусская сторона вернет 100% в наш бюджет. Потому что нефтепереработка Беларуси работает почти исключительно на экспорт на нашем сырье. Если отсюда мы вычтем примерно $3 млрд , то получится что мы недополучим $2,3 млрд", - приводит слова премьер-министра "Интерфакс".
Однако, подчеркнул он, компенсация будет нивелирована потерями от беспошлинных поставок российского газа в Беларусь. "Мы газ поставляем в Беларусь беспошлинно Это значит, что наш бюджет недополучит еще $3 млрд", - пояснил В.Путин.
"Мы идем на это сознательно с целью поддержки белорусской экономики", - заявил В.Путин.
В Минске называют некорректными заявления о том, что Россия дотирует Беларусь в связи с переходом на беспошлинные поставки нефти в 2011 году на $4 млрд.
Как писала БДГ ранее, замминистра финансов РФ Сергей Шаталов, выступая на налоговой конференции в Москве заявил, что "серьезные дотации Беларуси со стороны России в 2011 году мы оцениваем как $4 млрд", отметив, что это будет "та плата, которую Россия готова осуществлять за то, чтобы экономическая интеграция продолжалась".
Эксперты в Минске заявляют, что такие расчеты являются, по меньшей мере, некорректными. "Откуда взялась цифра в $4 млрд? Можно предположить, что российская сторона просто взяла где-то 20 млн тонн нефти и умножила на сумму экспортной пошлины за тонну. Тогда получается, что это оценка дохода, который могла бы получить Россия при продаже нефти, поставляемой в Беларусь, за рубеж. Другими словами речь идет о недополученной выгоде России, но говорить в этом контексте о дотациях Беларуси просто неправильно", - пишет "Интерфакс-Запад" со ссылкой на источник в органах госуправления.
Эксперт предложил поэтапно разобраться в данном вопросе. "Начнем с того, что замминистра финансов РФ не учел, что около 14 млн тонн российской нефти после переработки уйдет за рубеж. А это значит, что российский бюджет получит все экспортные пошлины за нефтепродукты. При грубом подсчете это две трети от названной суммы. Так что как ни крути, а получается, что три миллиарда вернутся в российский бюджет", - отметил собеседник агентства.
Эксперт предположил, что российский Минфин руководствовался следующей логикой: "Раз Россия не взимает экспортную пошлину с нефти, которая будет потреблена внутри Беларуси, то Беларусь имеет субсидию, так как пользуется продуктом по цене, которая меньше на сумму пошлины". Такой подход, по его словам, не имеет экономического смысла. "При таком подходе Россия субсидирует Беларусь по энергоносителям, а Беларусь субсидирует Россию, предоставляя внутренние (т.е. сниженные) транспортные тарифы на транзит российских товаров в Европу", - заметил он, добавив "еще десятки видов взаимных субсидий".
"Если руководствоваться этой логикой, то, наверное, можно даже заявить, что Беларусь субсидирует Россию на сумму закупаемых в этой стране нефти и газа. А Европейский союз субсидирует и Россию, и Беларусь через поставки мяса на сумму экспортной компенсации, которая выплачивается из бюджета ЕС всем европейским экспортерам этой продукции", - отметил эксперт. "Такой подход неприменим, поскольку доводит до абсурда любые рассуждения о целесообразности создания ЕЭП как такового", резюмировал он.
По мнению собеседника агентства, в экономических отношениях стороны самостоятельно решают, кому, что и за сколько продавать или платить, учитывая при этом множество факторов. "Рассуждения о благотворительности здесь, по меньшей мере, неуместны, ибо подрывают саму идею интеграции", - подчеркнул собеседник агентства.