Иди на площадь и не надейся, что все произойдет без тебя.
И все так же, не проще,
Век наш пробует нас –
Можешь выйти на площадь,
Смеешь выйти на площадь
В тот назначенный час?!
Александр Галич
Иди на площадь.
Иди на площадь и ничего не бойся.
Иди на площадь и не надейся, что все произойдет без тебя.
Иди на площадь и приготовься к долгому противостоянию. Не жди, что через час-другой уйдешь оттуда победителем. Свобода – не елочная игрушка. Она не упадет с большой елки на площади, если ту хорошо потрясти. Свободу еще нужно заслужить. Или завоевать.
Иди на площадь и одевайся потеплее. Мы все – цивилизованные люди и, конечно, должны дождаться объявления окончательных результатов выборов по-ермошински. А вдруг у нее запоздало проснется совесть и захочется спокойно уйти на пенсию, а не на зону? Вдруг она тайком от Лукашенко шепнет местным комиссиям что-нибудь вроде «считайте честно, фальшивые бюллетени в топку!»? Конечно, это утопия, но мы-то оставляем каждому последнюю возможность вспомнить о собственном достоинстве. Так что результатов придется подождать. А это значит – ночь простоять. И, может, не одну.
Иди на площадь, даже если прежде ты никогда там не был и никого там не знаешь. Друзья на площади появляются сразу же, и всегда найдется тот, кто угостит сигаретой или чаем из термоса. За кадром твоего сознания обязательно прозвучит финальная фраза из «Касабланки»: «Это может стать началом большой дружбы». А после долгих зимних ночей новые друзья не тают в воздухе, а остаются с тобой до конца.
Иди на площадь, потому что она – обещание нашего будущего. Сейчас мы все живем в прошлом. Мир – в двадцать первом веке, а мы – в глухом средневековье. И никакие девайсы и гаджеты не сделают тебя жителем нынешнего века, если страна не выкарабкается из того средневековья. (Реплика в сторону: еще б знать, что такое девайсы и гаджеты. И оверлок.)
Иди на площадь, чтобы расстаться наконец со всеми обидами прошлого, с унижениями, которые ты вынужден был проглотить, с тупыми приказами, которые тебе приходилось выполнять, чтобы не выделяться, с молчанием, которое гарантировало выживание, а так хотелось закричать.
Иди на площадь и убедись, что власть не страшна, а карикатурна. Таких персонажей, как в этой власти, в реальной жизни не бывает: это просто ожившие шаржи, наивно полагающие, что в их надутую важность может поверить хоть один нормальный человек.
Иди на площадь с мыслью о том, что главная черта тех, кто удерживает власть слабеющими и трясущимися от страха руками, - бесчестие. Они даже не пытаются притворяться. Они этим бравируют и всячески собственное бесчестие выпячивают. Потому что больше похвастаться нечем.
Иди на площадь - и увидишь трусость этой власти. Она сильна лишь против беззащитных – студентов, пенсионеров, призывников, детей. Против площади эта власть бессильна. Если дать ей по рукам – убегает и прячется, оглашая окрестности нытьем о несправедливости мира.
Иди на площадь и помни о тех, кто с удовольствием пришел бы вместе с тобой, да не сбылось: погибли, исчезли, сели в тюрьмы, бежали от преследований. Природа не терпит пустот, и их место на площади должны занять мы. Все вместе. С тобой.
Иди на площадь и стань неуязвимым. Они нападают только на незащищенных и одиноких. На тех, кто в большинстве, - никогда. Они – гиены, ждущие падали. С теми, кто сопротивляется, им не совладать.
Иди на площадь и поверь в себя.
Иди на площадь и возвращайся домой победителем – пусть через неделю, пусть через месяц. После площади ты больше никогда никому не позволишь себя унизить.
Иди на площадь – на этом залитом льдом пространстве решится судьба твоей земли. И твоя - тоже. Праздничный лед, новогодняя елка - не худшее время и место для того, чтобы встретиться с такими же, как ты, и понять, что сильнее нас никого быть не может.
Иди на площадь и не возвращайся без победы.
Иди на площадь.
Иди.