БДИПЧ ОБСЕ удивляет количество дней, выделенных для досрочного голосования в Беларуси, и количество досрочно голосующих.
Представитель БДИПЧ ОБСЕ выразил надежду, что белорусские власти не будут создавать препятствий для работы наблюдателей на выборах президента страны.
О работе миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в ходе президентских выборов в Беларуси рассказал радиостанции «Немецкая волна» «Немецкой волне» Йенс-Хаген Эшенбэхер (Jens-Hagen Eschenbächer), пресс-секретарь БДИПЧ ОБСЕ.
-- Как организована работа миссии БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами в Беларуси?
-- Миссия работает в Минске по приглашению белорусского правительства. Как член ОБСЕ Беларусь должна придерживаться принципов этой организации. Сейчас здесь работает около 400 долгосрочных и краткосрочных наблюдателей. Сорок долгосрочных наблюдателей и наши эксперты в течение месяца изучали в Беларуси законодательную базу, медиа-сферу, наблюдали за ходом избирательной кампании. Сейчас к ним присоединились краткосрочные наблюдатели. Их задача - наблюдать за ходом предварительного голосования, волеизъявлением непосредственно в день выборов и процедурой подсчета голосов.
-- Как выглядит ситуация в сравнении с предыдущими выборами? Какие факты уже зафиксированы наблюдателями?
-- Несмотря на то, что каждый наблюдатель составляет отчет, который мы впоследствии изучаем, нас больше интересует общая картина ситуации во время выборов и общая статистика. Поэтому очень важно получать информацию, начиная с момента регистрации кандидатов, во время всей избирательной кампании и в день выборов. Также крайне важен период после выборов, когда могут появляться различные жалобы, они впоследствии рассматриваются.
За время работы в Беларуси сделано два промежуточных доклада, в которых описан процесс регистрации, а также основные аспекты предвыборной кампании. В частности, во время кампании прошли два раза дебаты кандидатов в президенты - по телевидению и по радио. В принципе, у кандидатов была возможность агитировать по всей стране. Однако анализ сообщений в СМИ показал, что 90 процентов информации о выборах связано с действующим президентом.
Кроме того, несмотря на изменения в законодательстве, благодаря которым в состав избиркомов теперь могут входить представители политических партий, количество представителей оппозиции в избиркомах в ходе этой компании составляет менее одного процента.
-- Лукашенко публично заявил о «разгуле демократии» во время этой избирательной кампании. А как вы оцениваете обстановку в целом?
-- Внесенные ранее поправки в избирательное законодательство - защитные меры против возможных нарушений. Однако самое важное - день выборов - еще впереди. Так же как и подсчет голосов. А с этим, по нашему мнению, в прошлом были проблемы.
-- Президент Беларуси на днях заявил, что иностранные наблюдатели «чуть ли не хозяевами себя почувствовали на этих президентских выборах... Это не их дело - считать». «Хочу, чтобы председатели комиссий услышали и никому не позволяли приходить фотографировать, опечатывать, подписывать, расписывать (...). На каждом участке работает милиция, ей даны указания - поддерживать председателя участковой комиссии», - заявил Лукашенко. Фактически речь идет о запрете на действия, без которых вряд ли можно документально фиксировать нарушения. Как будут действовать наблюдатели в такой ситуации?
-- В соответствии с полученным от правительства Беларуси приглашением наша роль - наблюдать, а не вмешиваться, проверять или контролировать. Мы руководствуемся местным законодательством. По процедуре один из критериев оценки выборов - прозрачность. Это относится ко всем странам-членам ОБСЕ и считается нормой. Мы дадим оценку, исходя из наших наблюдений. Но для того, чтобы качественно оценить избирательный процесс, наблюдатели должны иметь непосредственный доступ к столам при подсчете голосов, а также иметь возможность задавать вопросы членам избиркомов относительно количества бюллетеней, избирателей в списках для голосования, числа проголосовавших. Речь идет о доступе ко всем материалам, находящимся на избирательных участках. Наблюдателям выдадут специальные формы с вопросами об атмосфере на участках, на которые им нужно ответить.
Что бы ни делали члены избиркомов, наши наблюдатели должны им подчиняться. Тем более, если члены комиссии прибегнут к помощи правоохранительных органов. Мы, конечно, подчинимся, но отметим это в заключительном докладе. Мы считаем, что если выборы проходят прозрачно и о них так заявлено, то и нечего скрывать.
-- Временный поверенный в делах США Майкл Скэнлан за день до начала предварительного голосования в беседе с журналистами выразил надежду на то, что подсчет бюллетеней будет проходить так, чтобы каждый наблюдатель видел каждый бюллетень. Является ли это критерием оценки?
-- Международные обязательства, взятые и Беларусью как членом ОБСЕ, одинаковы для всех стран-членов ОБСЕ. Мы здесь, чтобы понять, насколько выборы соответствуют обязательствам, за которые все страны- члены ОБСЕ единогласно проголосовали. Это означает, что все наблюдатели, присутствующие при процедуре подсчета должны иметь возможность видеть, как из урны высыпаются бюллетени, как их количество фиксируется в протоколах, как идет подсчет.
-- Реально ли объективно оценить ситуацию, учитывая количество участков и наблюдателей от ОБСЕ?
-- Члены избиркомов не имеют информации о времени прибытия наших наблюдателей на участок. У нас есть группы наблюдателей, находящихся целый день на участке, и группы, курсирующие от одного участка к другому, что дает возможность составить общую картину и сделать сюрприз той или иной наблюдательной комиссии.
330 краткосрочных наблюдателей работают в командах по двое. То есть 160 команд посещают около десяти избирательных участков в день голосования, и это уже порядка 1500 пунктов голосования. Это статистически значимая выборка, но очевидно, что мы не можем увидеть всё и быть везде. Тем не менее, я думаю, что мы получим довольно полное представление о процедуре выборов по всей стране.
-- По мнению правозащитников, именно при досрочном голосовании происходят фальсификации. Из штабов оппозиционных кандидатов поступает информация о «команде сверху» довести количество досрочно проголосовавших до 40 процентов. Как вы оцениваете белорусское избирательное законодательство с точки зрения возможности лавирования, сокрытия нарушений и фальсификаций?
-- В избирательное законодательство были внесены поправки с учетом некоторых наших замечаний. Хотелось бы, чтобы были учтены рекомендации и четко прописана процедура подсчета голосов во избежание возможных негативных моментов.
Само по себе досрочное голосование - нормальная практика. Но нас немножко удивляет количество дней, выделенных для досрочного голосования в Беларуси, и количество досрочно голосующих. Хотелось, чтобы были законодательно прописаны защитные механизмы. Сейчас урны с бюллетенями пломбируются и протоколы подписываются в конце каждого дня. Однако хотелось бы, чтобы все эти процедуры явно свидетельствовали о как можно меньших возможностях для манипуляций.
-- Вы учитываете данные только наблюдателей ОБСЕ?
-- Мы получаем информацию из всех возможных источников, по возможности ее проверяем и учитываем при подготовке заключительного отчета. Мы стараемся контактировать как можно с большим количеством участников избирательного процесса, представителями разных групп общества.