Визиты диктатора напоминают передвижной цирк.
Приедет диктатор в местечко, задаст чиновникам головомойку, и начинается большой ремонт. По окончании – проверка и «победное» выступление перед жителями. Съемочная группа «Белсата» прошлась по следам Лукашенко в городке Болбасово и местечке Езерище Оршанского района.
Все ли сделали для людей?
– Нам бы еще кафе какое-нибудь! – говорит женщина из толпы.
– А то вы в кафе пойдете! – отвечает Лукашенко.
– Отмечать какие-то мероприятия! – настаивают другие.
– Ну смотрите, пусть только не пойдете в кафе! – грозит пальцем руководитель и продолжает, обращаясь к чиновнику:
– Ты меня не уговаривай, я порадуюсь, если вы сделаете!
– Мы будем делать.
Попробуйте только не сделайте… «за это с вас будет жэстачайшы спрос». Конец серой жизни в городке Болбасово в Оршанском районе. Три с половиной тысячи жителей слушают «фокусника».
Все это делают за деньги из местного и республиканского бюджетов, поэтому если честно, то получать благодарности должен не один человек, а все налогоплательщики. Лукашенко по вкусу другой формат.
«Царь поехал в народ, и надо это кусками показывать, как народ любит царя, какой царь добрый, что он кому-то дал, получается чуть ли не из собственного кармана… Это все называется одним словом – показуха», – объясняет Анатолий Лебедько, центр «Европейский диалог».
Спектакль в честь одного человека обеспечивают местные чиновники и служащие, карьерный рост или падение которых зависит от Александра Григорьевича. Ведь если бы обустройство проводили для населения, стал бы кто-нибудь красить траву, класть асфальт в лужи и срочно отлавливать бродячих животных, чтобы не портили общее впечатление?
«А люди здесь абсолютно ни при чем. Люди никак не влияют на это. Поэтому хорошо плодятся такие безумные проекты, специально к приезду Лукашенко или Путина, как в Могилеве так называемая арка», – говорит Анатолий Лебедько, центр «Европейский диалог».
Пролетаете мимо арки, в которую вмурован миллион долларов, или поднимаетесь по лестнице, в которую застелен второй миллион, или справляли нужду в гомельском туалете за миллион третий… помните, что это ваши миллионы на чужие нужды.
Городки Болбасово и Езерище маловаты для сумасшедших проектов, поэтому ограничились здесь ремонтом внешнего вида. В действительности же…
«Чтобы рабочие места появились, надо какие-то предприятия создавать. Пока ничего не появилось… »
«У нас осталось только лесничество, ЖКХ, больница, а детский дом давно уже закрыли, и ничего нового здесь нет…», – признают жители городка Езерище.
Когда нет нового – вспоминают о старом, что и делал важный гость перед местными:
«Я приезжал сюда, съедал 10-12 порций мороженого».
Неимоверный аппетит.