Почему диктатор начал критиковать премьера?
Спустя 100 дней работы Сергея Румаса в качестве премьер-министра диктатор впервые позволил себе публичную критику в его адрес. Чем может быть недоволен Лукашенко?
В воскресенье исполнилось 100 дней после смены верхушки правительства, а в понедельник диктатор раскритиковал его новое руководство.
Лукашенко заявил, что его удивляет унаследованная от предыдущего состава правительства беспринципность в выполнении его поручений:
«Я просто Сергею Николаевичу советую вникать в то, что он иногда подписывает с подачи своих подчиненных».
Что подразумевал руководитель страны и чем его может раздражать новый премьер? UDF.BY приводит возможные причины недовольства Лукашенко.
Проблемы с ростом благосостояния граждан
При вступлении в должность премьера Сергей Румас обозначил рост благосостояния белорусов как главную задачу правительства. Из последующих высказываний чиновников стало понятно, что это прямое требование Лукашенко. Но уже в начальный период деятельности нового руководства Совета министров с выполнением задачи возникли проблемы.
О каком-то росте благосостояния граждан в сегодняшней ситуации говорить не приходится.
Румас не вывозит навоз с полей
Месяц назад Лукашенко дал понять, что стратегией должен заниматься он, а у Совмина несколько иные задачи:
«Я могу сказать по-народному: правительство у нас всегда занималось и реальным сектором экономики, и другими вопросами. Поэтому придется делать все: и навоз вывозить на поля, и сеять, и убирать, и у станка стоять, и технологиями заниматься».
Если вспомнить предыдущих премьеров Михаила Мясниковича и Андрея Кобякова, то они помногу времени проводили на предприятиях в регионах – даже совсем небольших. Банкир Румас пока не рвется лично контролировать работу станков и производственных линий, а также держать в руках различные товары – от колготок до туалетной бумаги.
Популярность Румаса
После назначения Румаса премьер-министром невооруженным глазом было видно, что самый молодой глава правительства в суверенной истории выглядит намного более современным и прогрессивным руководителем, чем Лукашенко.
Румас не похож на человека, готового идти против системы. Но некоторая ревность к его персоне со стороны Лукашенко не может не возникнуть.
Отсутствие плана по удвоению ВВП
Как стал понятно в понедельник, Лукашенко не отказывается от своего прежнего требования по росту ежегодного валового внутреннего продукта страны к $ 100 миллиардам в 2025 году. Диктатор сказал, что хотел бы услышать от премьер-министра, какие точки роста наметило правительство на 2019-й.
Румас ответил, что ими станут крупные инвестпроекты, сфера транспорта и IT. Но плана, как добиться стремительного роста ВВП, по всей видимости, нет.
Согласно прогнозу МВФ валовый внутренний продукт Беларуси в следующем году вырастет всего на 2,5%. Экономисты в комментариях UDF.BY отмечали, что нужно как минимум 8,5%.
Задача со стороны Лукашенко выглядит нереальной, но вряд ли он просто так о ней забудет.
Неясное отношение к убыточным госпредприятиям
В понедельник Лукашенко конкретизировал, что его среди прочего настораживает:
«По всей видимости, правительство пытается плавно обойти и проблему неэффективных предприятий, которую министры, да и губернаторы, привыкли закрывать бюджетными деньгами».
До этого в среде экономистов звучало мнение, что новое правительство не будет мешать тихо умирать убыточным госпредприятиям. Румас и его коллеги постоянно подчеркивают, что важно развивать малый и средний бизнес.
С другой стороны, недавно стало известно, что символу модернизации деревообработки «Борисовдреву» не прочь найти инвестора. Премьер отмечал, что инвестпроектами должны заниматься не чиновники, а бизнесмены.
Но в обоих случаях – что при равнодушном наблюдении, что при попытках приватизации – правительство понимания у Лукашенко найти не может.
100 дней Румаса в качестве премьер-министра, естественно, слишком малый срок, чтобы определить, как далее сложится будущее его правительства. Но основания для критики со стороны руководителя страны уже наметились. В предыдущий раз Румас продержался в руководстве Совмина всего полтора года – как будет на этот раз?