29 ноября в кинотеатре velcom cinema состоялся мастер-класс Андрея Курейчика «Реальность и правда в кино», который продолжился специальным показом фильма «Колетт». Известный белорусский киносценарист и режиссер рассказал о работе над фильмом «Движение вверх» и проблемах «реальности» и «правды» в кинематографе. Мастер-класс прошел в рамках фестиваля мобильного кино velcom Smartfilm.
Нынешний фестиваль velcom Smartfilm проходит под девизом «Основано на реальных событиях». Проблемам реальности, достоверности и факта в кино и посвятил свой мастер-класс Андрей Курейчик. Например, тем, с которыми самому режиссеру пришлось столкнуться после выхода спортивной драмы «Движение вверх» – пожалуй, одной из самых известных и противоречивых работ в его биографии. Кинолента вышла на большие экраны в начале 2018 года и в одночасье стала лидером белорусского и российского проката. Однако при этом она вызвала шквал критики. Режиссера и сценаристов картины обвинили в исторической недостоверности и героизации персонажей – советских баскетболистов, которые одержали победу в финале Олимпиады-1972 над сборной США.
– Фильм «Движение вверх», с одной стороны, основан на реальных событиях. Он рассказывает о победе баскетбольной сборной СССР на Мюнхенской Олимпиаде. С другой стороны, проект оказался очень сложным именно с точки зрения отражения реальных событий. Сочетание фантазии авторов с этими событиями получилось гремучим. Но эта гремучая смесь дала свой результат. Фильм стал невероятно популярным и на сегодня является абсолютным лидером по сборам за все время существования российского кино.
Андрей Курейчик обратил внимание, что вопрос реализма и достоверности в кино – это всегда столкновение контекстов и различных взглядов на одно и то же событие:
– Что такое правда? Это то, что случилось. Но есть еще другие категории правды: истинность или достоверность. Как говорил Андрей Тарковский, цель искусства – это правда и истина. Тарковский считал, что человек создан для того, чтобы жить на пути к истине, и именно поэтому он творит.
Что же пошло не так с российским фильмом «Движение вверх» и почему на картину ополчились не только кинокритики, но даже родственники баскетболистов советской сборной? Белорусский режиссер и соавтор сценария «Движения вверх» считает: все дело в том, что создатели картины решили не воссоздавать историческое событие до мелочей, а показали «психологическую правду».
– На успехе фильма это отразилось положительно, на достоверности – отрицательно. Не во всем удалось идти по пути психологической правды. Жена тренера о своем муже знала гораздо лучше, чем актер Машков, и увидела, что он играет неточно. Поэтому она и попросила изменить в фильме фамилию мужа. В результате я увидел, что фамилия тренера в фильме не Кондрашин, а Гаранжин.
Идеально отразить правду в кинематографе невозможно, однако, как уверен Андрей Курейчик, к этому стоит стремиться:
- Для этого и нужны такие фестивали как Smartfilm. Ты можешь снимать, нарушая все правила и создавать собственные. Конечно, 80% работ будет невозможно смотреть. Но 20% из них могут стать новаторскими. Так и появлялись новаторы, такие, как Мейерхольд.
Подать заявку и представить свой фильм любой желающий сможет до 29 декабря. Для этого необходимо снять документальную или художественную ленту любого жанра на мобильный телефон о любых событиях реальной жизни. Хронометраж ролика не должен превышать 10 минут. Работы необходимо присылать на сайт velcom Smartfilm.
Восьмой Международный фестиваль мобильного кино velcom Smartfilm – это площадка для реализации смелых идей и необычных историй в снятом на смартфон короткометражном кино. Организаторами выступают компания velcom и Министерство культуры Республики Беларусь, генеральный партнер – компания Huawei. Следить за новостями фестиваля, а также оставить заявку на участие в конкурсе, можно на официальном сайте smartfilm.by.
Обладатель Гран-при фестиваля velcom Smartfilm в этом году получит 3 тыс. белорусских рублей, первого места – 1 тыс. белорусских рублей, а также смартфоны и аксессуары от партнера и организатора. Отдельного победителя выберут в номинациях «Лучший байопик», «Лучший сценарий, основанный на реальных событиях» и в партнерской номинации #seemore.
СПРАВКА
Андрей Курейчик – белорусский режиссер, драматург, признанный мастер сценарного искусства. Родился в 1980 году, с отличием закончил юридический факультет БГУ. В 2002 году прошел стажировку в Школе-студии МХАТ на курсе Олега Табакова. Среди самых известных режиссерских работ Андрея Курейчика – фильмы «Выше неба» (2012) и «Гараш» (2015). Выступил в качестве соавтора сценариев популярных комедий «Любовь-морковь» (2002), «Елки» (2010), а также спортивной драмы «Движение вверх» (2017), продюсер фильма Сергея Талыбова «Внутри себя» (2018).