Ярослав Романчук считает, что беспорядки у Дома правительства могли быть спровоцированы российскими спецслужбами. Сегодня он готов поставить крест на своей политической карьере и добиваться освобождения заключенных. Вопрос о своем заявлении, осуждающем участником митинга 19 декабря, Романчук не комментирует.
На следующий день после митинга на площади экс-кандидат Ярослав Романчук выступил с заявлением, в котором осудил поведение ряда альтернативных кандидатов, организовавших беспорядки в Минске. Затем Романчук встретился с А.Лукашенко и попросил отпустить лидера партии ОПГ Анатолия Лебедько. Президент обещал разобраться в течение 2-3 дней.
Сегодня Ярослав Романчук говорит, что ему не важна его политическая карьера, главное для него – чтобы отпустили задержанных. Он до сих пор считает себя в первую очередь политиком. «Мне нужны другие погоны», - говорит он.
В интервью ИФ 23 декабря Романчук сказал, что на работу в Госплане он не согласится (если предложат власти), а сформулирует экономические предложения и вышлет в начале этого года в администрацию президента.
«Наша позиция неизменна – мы за конструктивный диалог. За все эти годы наши идеи даже не обсуждались. Сейчас – посмотрим», - говорит он.
Напомним, что выступление Романчука 20 декабря, мягко говоря, удивило его соратников. По их словам, Ярослав «никогда не читал с бумажки». Поэтому была выдвинута версия о том, что заявление написано и прочтено под давлением.
В интервью «Интерфакс-Запад» Романчук этот вопрос комментировать отказался.
Романчук считает, что беспорядки у Дома правительства могли быть спровоцированы российскими спецслужбами.
«Самый интересный и вероятный сценарий – внешний. Кому выгодна Площадь? Тем людям, силам, которые не хотят признания Беларуси в Европе. Многие мои российские, американские коллеги говорят – это выгодно неким силам из ФСБ. Тогда надо искать, с кем они работали здесь.
Я бы обратил внимание еще вот на что: Андрей Илларионов (бывший советник президента В.Путина по экономической политике, ушел в оппозицию) две недели назад знал, что в Беларуси готовится оранжевая революция, захват Дома правительства, мало кому до этого интересного. Таксисты говорили, что за две недели знали, что у Дома правительства что-то будет. Это - вопросы к власти», - говорит Я.Романчук.
Он уверен, что властям необходимо выяснить, кто именно штурмовал Дом правительства, тем более что лица этих людей есть на фото.
Кстати, такой же точки зрения придерживается и политолог Ольга Абрамова, предлагая собрать фото- и видеоматериалы штурма Дома правительства и найти самих штурмовиков.
«То же касается и заявления про взрывчатку, - говорит Романчук. - Нашли ее, не нашли? У кого? Все это надо показать».
«Вопросы есть и к тем, кто готовил Площадь: знали ли они сценарий, почему не контролировали, не защитились от провокаций? Некляев и Санников не допускали никого к сценарию Площади. Некляева вывели из игры. Непонятно, правда, сильно он пострадал или нет. И почему к нему не допускают адвоката, врача ОБСЕ?», - такие вопросы сегодня волнуют экс-кандидата.