Кремль в 2019 году будет вести себя более осторожно.
До решения главной проблемы - 2024-го года - еще далеко, поэтому можно выдохнуть и расслабиться, считает политолог.
Год 2018-й был для Кремля очень тяжелым. Вначале всей страной переизбирали в президенты Владимира Путина, потом, как я и прогнозировал год назад, жестко доказывали всему миру, что "русские не сдаются". В итоге РФ едва избежала прямого конфликта с США в Сирии и получила новые санкции за "дело Скрипаля". Значит ли это, что и 2019 год окажется для Кремля тяжелым и неудачным?
Россия без внешней политики
2018 год показал, что российская внешнеполитическая стратегия по-прежнему полностью подчинена внутренней политике. Переизбрать Владимира Путина президентом, разумеется, важнее отношений с зарубежными государствами. Логика тут понятна, ее предельно честно ранее обозначил спикер Госдумы Вячеслав Володин, по словам которого, России нет без Путина.
Однако и после избрания нового-старого президента РФ внешняя политика продолжила работать по законам внутренней. Это видно хотя бы по истории с отравлением Скрипалей, где главной задачей кремлевской дипломатии было "не прогнуться" под Запад. Задачу успешно решили, ее результатом стали новые американские санкции. Такая же задача была поставлена и после того, как в Керченском проливе российские пограничники захватили украинских моряков.
Внутренняя аудитория не была готова принять "прогиб" под Запад. Именно на эту аудиторию российские власти и работали, поддерживая имидж несгибаемых. Стратегия эта не изменится и в 2019 году. Однако теперь во внутренней политике перед Кремлем стоят в основном долгосрочные задачи. Они не требуют постоянно входить в клинч с зарубежными государствами. Примерами нового прагматизма могут стать поездка Владимира Путина на Международный экономический форум в Давос или передача Японии пары Курильских островов.