В течение новогоднего уикенда группа мировых лидеров присоединилась к необычному протесту против политических репрессий, проводимых в Беларуси, которую иногда называют последней диктатурой Европы.
Бывший президент США Джордж Буш, бывший президент Чехии Вацлав Гавел и высшие представители республиканцев и демократов в Комитете по иностранным делам Палаты представителей США стали участниками специальной передачи радио Свободная Европа/Радио Свобода. Каждый из них зачитал в эфире несколько имен из списка 700 оппонентов режима Лукашенко, задержанных после выборов 19 декабря, результаты голосования в которых являются сомнительными.
Этот жест привлек к стране дополнительное внимание, в котором она так нуждается после пришедшегося на праздничный сезон кризиса, который все еще ожидает надлежащей реакции со стороны США и других западных стран. Утверждения Лукашенко, что он был переизбран, выиграв выборы и набрав примерно 80% голосов, опровергаются международными наблюдателями и десятками тысяч протестующих, которые собрались в центре Минска. Режим ответил нападением на собравшихся людей, и затем начал на них охоту: были разысканы и арестованы множество журналистов, деятелей культуры и активистов оппозиции. Пять из девяти кандидатов в президенты, которые бросили вызов Лукашенко, и по крайней мере 17 лидеров оппозиции, получили обвинения в организации массовых беспорядков, и теперь им грозит до 15 лет тюрьмы.
Переворот, который совершил Лукашенко, в один миг переломил и развернул в противоположном направлении тенденцию, которую некоторые расценивали как медленное движение в сторону демократии и большей независимости от России, пытавшейся связать Беларусь новым автократическим союзом. Дипломаты Европейского Союза, которые перед этим предлагали Лукашенко $3,6 миллиардов помощи в случае проведения справедливых выборов, были поставлены в крайне неловкое положение.
Ядерная сделка между режимом и администрацией Обамы состоялась за две недели до выборов и позволила Беларуси приблизиться к исполнению одного из заветных желаний президента Обамы: страна согласилась отказаться от запасов высокообогащенного урана. Тут возникает вопрос, не было ли целью этого соглашения заставить Вашингтон закрыть глаза на укрепление позиций Лукашенко.
Администрация Обамы и его европейские союзники оперативно осудили репрессии. В совместном заявлении госсекретаря Хилари Клинтон и Представителя ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон от 23 декабря говорится о «непропорциональном применении силы в отношении кандидатов в президенты, политических активистов, представителей гражданского общества и журналистов» и отмечается, что «уважение демократии и прав человека остается основным для улучшения отношений Беларуси с США и Европейским Союзом».
Однако, кроме односторонних шагов, предпринятых Польшей, эти слова до сих пор не были подкреплены делами, которые бы финансово связали Лукашенко и его бандитского вида друзей. Более широкие меры легкодоступны: для начала, Запад мог бы восстановить приостановленные в 2008 году визовые ограничения для высокопоставленных белорусских чиновников и снова заморозить их счета. Список чиновников мог бы быть дополнен за счет тех, кто имел отношение к арестам и любым будущим судам над активистами. Можно было бы включить в список государственные компании.
Встреча Клинтон со своим коллегой и предложение Лукашенко избавиться от скромных запасов урана толкает администрацию Обамы к снятию длительного запрета на контакты с режимом на высшем уровне. Администрация должна четко дать понять, что США будут избегать его самого и его ближайшего окружения до тех пор, пока Лукашенко не освободит кандидатов в президенты и остальных людей, находящихся под угрозой тюремного заключения.
The Washington Post