Кто из этих людей обвел Лукашенко вокруг пальца?
Редкий случай: но абсолютно точно можно сказать, кто формально ответственен за то, что произошло 19 декабря в Минске. И если когда-нибудь настоящий суд будет разбираться в этих зловещих событиях, то крайним окажется глава Совета безопасности Леонид Мальцев. Кстати говоря, в жизни очень милый человек, с хорошей улыбкой и чувством юмора.
Из послевыборной пресс-конференции многим запомнилось признание Александра Лукашенко: "Я не спал три дня". До того он, конечно, демонстрировал полное спокойствие и даже на избирательном участке уверял, что никакой площади не будет, и что сам он намерен вечером 19-го кататься на лыжах. Но после кровавого разгона акции протеста слова уже опережали мысли...
Что же случилось за три дня до выборов?
Власти внезапно узнали, что оппозиция готовит провокации?
Ничего подобного. О готовящихся провокациях глава Администрации президента Владимир Макей говорил на телекамеры еще 11 декабря. По его словам выходило, что оппозиция готова была идти на обострение с применением взрывчатки. Конечно, после взрыва на День независимости, где взрывная волна профессионально пошла по ногам и никого не убила, это выглядело бы слишком шаблонно. Поэтому я не думаю, что Макей действительно верил в готовящиеся взрывы, скорее запугивал желающих идти на площадь. Но тем не менее, уверял, что "у власти достаточно сил и средств, чтобы отреагировать спокойно и достойно".
Как мы уже знаем, слава Богу обошлось без взрывчатки (разве что люди в черном, очень похожие на "алмазовцев", шумовыми гранатами забросали колонну Некляева). Да и отреагировать "спокойно и достойно" у власти не получилось. Таким образом, Макей со своими прогнозами попал пальцем в небо: возможный сценарий, о котором он говорил, не подтвердился ни в чем.
Зато именно за три дня до выборов (уже без Макея) у Александра Лукашенко вновь обсуждались возможные сценарии того, что же будет на площади.
15 декабря в узком кругу прошло предвыборное совещание -- то самое, на котором якобы было велено не загонять людей на досрочное голосование. И которое Лукашенко анонсировал так: мол, хочет узнать, как организовано голосование, могут ли люди добраться до избирательных участков, все ли проходит организованно и спокойно.
Правда, удивительные "специалисты по выборам" были собраны в кабинете. Никого из ЦИК. Зато по правую руку -- глава Совета безопасности Леонид Мальцев, министр внутренних дел Кулешов, министр обороны Юрий Жадобин, глава предвыборного штаба Александр Радьков и глава КГБ Вадим Зайцев. По левую -- шеф личной охраны Андрей Втюрин, помощник по вопросам национальной безопасности Виктор Лукашенко, следующий человек на фото и на видео плохо идентифицируется, так как сидит отвернувшись от камеры, но мне кажется, что это глава ОАЦ Валерий Вакульчик. И, наконец, последний участник встречи -- Виктор Шейман: не член инициативной группы, не член Центризбиркома, не представитель Совбеза -- просто сам по себе.
Как я понимаю, после этого совещания Лукашенко и потерял сон. Хотя все еще был настроен очень мирно. "Президентские выборы не должны быть омрачены не то что какими-то там стычками и столкновениями... Если муха будет лететь --она должна лететь, и ее никто не должен тронуть. Потому что прочность власти сегодня настолько сильна, что нам нет необходимости применять какие-то там чрезвычайные методы", -- наставлял он.
Видеокадры, правда, зафиксировали факт вопиющий. Указание по обеспечению порядка во время выборов получает министр обороны. Но, как известно, армия, армейские формирования, Вооруженные силы, не могут быть задействованы против собственного народа. Их задача -- отражение и предупреждение внешней агрессии. Тем не менее, министр обороны стоял во фрунт и не посмел отказаться выполнять приказы на том основании, что армия это не полиция.
Жадобин тоже, я надеюсь, когда-нибудь по этому поводу будет давать объяснения. Однако, если вернуться к совещанию, то и министру внутренних дел Кулешову, и министру обороны Жадобину было дано четкое указание не создавать "картинку". "...что вот, мол, такие недемократичные власти, что Лукашенко там на костях, на крови опять прыйшоу да ўлады. Им это надо. Мы же подставиться не должны, -- передавала президентские цитаты его пресс-служба. -- Ни в коем случае нельзя подставиться. Действовать надо в соответствии с обстановкой. Но самое главное, не дай Бог, будет совершена какая-то провокация, и, не дай Бог, случится что-то с людьми. Мы должны защитить людей".
Провокация, как мы знаем, случилась. Правда, не против людей, а против стекол. Что же касается людей, то их, как раз, не защитили, а, наоборот, избили и покалечили. Демонстративно, показательно, немотивированно, -- будто специально ради "картинки".
И если Лукашенко остынет и сможет оценивать ситуацию здраво, то он наверняка должен задаться вопросом: кто же виноват в том, что его указания были выполнены с точностью до наоборот?
Формальный виновник понятен. Согласно сообщению все той же пресс-службы, на упомянутом совещании "глава государства поручил государственному секретарю Совета безопасности Беларуси Леониду Мальцеву скоординировать действия правоохранительных органов". Естественно, в свете поставленной задачи, чтобы даже муху не тронули.
Получается, что именно Мальцев "скоординировал" работу так, что перед Домом правительства не оказалось цепи спецназа, защищающей здание, зато туда спокойно прошли какие-то люди с лопатами и колами. Почему нашие великие профессионалы их не "нейтрализовали" на подходе? Почему этих людей не видно на кадрах демонстрантов, идущих по проспекту? Как "схроны" лопат и колов оказались у правительственного здания?..
Ясно, что все эти вопросы надо адресовать тому, кому было поручено координировать действия силовиков, то есть именно Мальцеву. А значит, формально именно он когда-нибудь и будет "крайним" за то, что в Беларуси случилось "кровавое воскресенье".
Но реальность гораздо сложнее. Об этой национальной особенности -- что глава Совбеза в нынешней системе власти стал свадебным генералом, писалось не раз. Я даже сомневаюсь, что этому "координатору" очень уж дотошно отчитывались, например, Виктор Лукашенко с Виктором Шейманом. Да и вообще сомневаюсь, что они ему отчитывались. Вот и получилось то, что получилось.
Для тотальной зачистки внутренней оппозиции произошедшее, конечно, хороший повод. Но оппозиция на площади это все-таки менее опасно для власти, чем если требовать зарплату выйдут рабочие. А они выйдут, если не будет денег. А денег не будет, если Запад введет санкции и запретит любые кредиты для поддержки белорусского режима... Кто-то верит, что нас будет кредитовать Россия? Не те времена! Из России деньги будут идти малыми порциями за каждый конкретный завод.
И тот, кто обвел Лукашенко вокруг пальца, разрушив все планы по международному признанию его четвертого президентского срока, находился на совещании 15 декабря. Из каких соображений он это делал -- по глупости, по идеологическим мотивам, из мести или из страха, - можно только догадываться. Фактом остается следующее: итогом выборов для Лукашенко могли стать прекрасные политические и инвестиционные перспективы, но обернулось все реальностью образования антилукашенковского союза из крупнейших мировых игроков.
Не исключаю, что в этой ситуации он вернет в Совбез Шеймана. Просто потому, что, как ни старался, но без своего "серого кардинала" не смог выиграть ни одной серьезной политической кампании. И это станет следующей большой ошибкой.