Главы Беларуси и России неожиданно за одну неделю встретятся сразу два раза: ни на одной из встреч не планируется говорить о компенсации налогового маневра, зато поднимут вопросы интеграции. Эксперты считают, что пока обострений двухсторонних отношений ожидать не стоит, но через несколько месяцев Лукашенко может вновь получить «интеграционный ультиматум».
Напомним, что ранее сообщалось со ссылкой на пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова о запланированной на 13 февраля встрече глав двух государств. Отметим, что 8 февраля российский президент провел оперативное совещание с постоянными членами Совета безопасности РФ, на котором обсуждался «белорусский вопрос».
По информации российского Кремля, на этой неделе запланирована не одна, а две встречи Александра Лукашенко и Владимира Путина. Одна из них пройдет 13 февраля, как и было запланировано ранее, а вторая - 15 числа. На первой будут обсуждаться интеграционные вопросы, на второй — вопросы образования, культуры и спорта.
Слово «интеграция» уже несколько пугает
«В сообщениях о встрече Лукашенко и Путина звучит слово "интеграция", что несколько пугает после воспринятого в качестве ультиматума прошлогоднего высказывания российского премьер-министра Дмитрия Медведева на заседании Совмина Союзного государства, что скидки по цене на газ пытается увязать с исполнением белорусско-российского Союзного договора 1999 года», - сказал БДГ политический обозреватель Павлюк Быковский.
Тогда, отметил эксперт, «возникло впечатление, что Россия намерена перезагрузить белорусско-российский интеграционный проект и якобы это рассматривается как способ остаться во главе государства Владимиру Путину: дескать Беларусь и Россия объединяться и он не будет иметь конституционного запрета баллотироваться на пост президента объединенного государства».
«Однако настоящего развития тема не получила. Теперь обсуждается возможность изменения Конституции РФ без такого повода, как аннексия Беларуси, и ни спикер Госдумы Вячеслав Володин, ни председатель Конституционного суда Валерий Зорькин – препятствий к этому не видят. Поэтому вполне естественно, что дискуссия от эксклюзивной белорусско-российской интеграции вновь возвращается к любимому формату Владимира Путина – многосторонней интеграции в рамках Евразийского союза», - отметил политический обозреватель.
Быковский видит несколько существенных отличий между двумя союзами. Во-первых, ЕАЭС за несколько лет успел обзавестись наднациональными органами, которые так и не смогли за 20 лет сформировать официальные Минск и Москва в рамках Союзного государства. Во-вторых, в Евразийском союзе речь не идет о создании объединенного государства, а, скорее, постсоветской версии ЕС, регулирующей работу таможни и торговли.
Ни слова о нефти
«В скором времени Беларуси предстоит председательствовать в Евразийском союзе. Это является поводом для беседы двух президентов, может быть, даже небольшим аргументом при обсуждении размеров и способа компенсации потерь белорусского бюджета из-за российского налогового маневра (снижение ставок вывозных таможенных пошлин на нефть с одновременным увеличением ставок налога на добычу полезных ископаемых в РФ приводит к росту цен на нефть для Беларуси и недополучению белорусским бюджетом вывозных таможенных пошлин – примерно на 310 млн долларов)», - отметил Павлюк Быковский.
Однако, напомнил эксперт, в анонсах двух встреч Лукашенко и Путина вместо разрешения противоречий по перетягиванию из бюджета в бюджет поступлений от продажи нефти и продуктов ее переработки «главы государства пообщаются с министрами двух стран, курирующими образование, культуру и спорт». «Если это правда, то прорыва в наиболее болезненном вопросе белорусско-российских отношений ждать не стоит», - уверен Быковский.
Проблем накопилось немало, но прорыва ждать не стоит
«Проблемных вопросов в двухсторонней повестке накопилось немало, начиная от традиционных экономических (цена на газ, компенсация за налоговый маневр, барьеры в торговле, отрицательное сальдо) и заканчивая проблемами недавних информационных атак на Беларусь и лично главу государства», - прокомментировал ситуацию БДГ Арсений Сивицкий, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований.
При этом, даже на фоне этого эксперт уверен: каких-то прорывов по результатам встреч Владимира Путина и Александра Лукашенко ожидать не стоит.
«Как показывает опыт, эти встречи в последнее время в основном носят формальный характер. Решение конкретных технических вопросов и проблем в отношениях с Беларусью делегировано Кремлем в различные межведомственные группы во главе с вице-премьером Антоном Силуановым и министром экономического развития Максимом Орешкиным», - отметил Сивицкий.
«Интеграционный ультиматум» близко
За Кремлем при этом и лично Путиным, по словам Сивицкого, остаются вопросы стратегического характера, прежде всего, геополитики. В случае Беларуси это предполагает актуализацию строительства Союзного государства.
«Поэтому любые вопросы будут рассматриваться только в контексте так называемого «интеграционного ультиматума», когда решение той или иной проблемы в двусторонних отношениях со стороны Кремля опосредовано уступками со стороны Минска, подрывающими суверенитет и независимость Беларуси и усиливающими зависимость последней от России», - отметил эксперт.
Очевидно, считает Арсений Сивицкий, что по субъективным и объективным причинам Александр Лукашенко не может и не хочет идти на такие стратегические уступки.
«Значит, единственный результат, который можно ожидать, – в очередной раз повторное озвучивание Кремлем «интеграционного ультиматума», но в более жесткой форме», - подчеркнул глава Центра стратегических и внешнеполитических исследований.
Пока в исполнении этого плана временное затишье, эксперт уверен, что оно ненадолго и официальный Минск ожидает неприятное продолжение.
«Есть определенная надежда на то, что сейчас Кремль будет вовлечен в украинские электоральные кампании (в марте – президентские, а в октябре – парламентские выборы), а, значит, якобы Москва не заинтересована в эскалации напряженности в отношениях со своим союзником. Но я бы сказал, что это логика ошибочна, а временное затишье со стороны Кремля лишь говорит о подготовке к более масштабной волне давления, начиная, возможно, с середины этого года», - заключил Сивицкий.