Что происходит с пенсионными накоплениями белорусов?
В Минске выросло число работающих пенсионеров. В столице на сегодняшний день вынуждены работать 36% тех, кто должен находится на заслуженном отдыхе.
К чему может привести такая динамика и что это означает для экономики страны?
На вопросы Charter97 отвечает экономист Лев Марголин:
- Объективно можно сказать о том, что экономика Беларуси стареет. Но на мой взгляд, не это является самым важным в анализе ситуации с работающими пенсионерами.
Здесь важнее то, что широко разрекламированное Министерством труда «повышение пенсий» не покрывает роста инфляции. И все большее количество пенсионеров не могут выжить на одну пенсию и вынуждены независимо от своего желания работать или подрабатывать.
Зачастую это еще связано не только со своими потребностями, но и с необходимостью помогать детям, внукам и другим родственникам, которые из-за кризиса в экономике тоже не могут заработать достаточное количество денег. Работающие пенсионеры в Беларуси – это печальное явление, вынужденная мера, без которой у людей не получается свести концы с концами.
- Какими могут быть социальные последствия этого явления?
- Это приводит к росту социальной напряженности, так как создает дополнительные проблемы для трудоустройства молодых, которые потом рискуют попасть в списки «тунеядцев».
Конечно, кое-где в Беларуси с пенсионерами беспощадно «прощаются» и сокращают их в первую очередь. Но вместе с тем многие руководителя больше хотят работать с опытным, знающим свое дело пенсионером, чем с молодым специалистов без навыков и опыта работы.
Поэтому нагрузка на рынок труда в Беларуси возрастает, и молодежи, особенно тем, кто ищет первую работу, становится все сложнее и сложнее.
- В Беларуси поэтапно повышают пенсионный возраст. В этом году его продлили на полгода для мужчин и женщин. При этом власти ссылаются на практику европейских стран, в некоторых из которых пенсионный возраст выше, чем у нас. Насколько справедливы подобные «аргументы»?
- Здесь нужно учитывать тот фактор, что средняя продолжительность жизни в Беларуси, особенно у мужчин, значительно меньше, чем в Европе. Поэтому большинству белорусов фактически придется работать до самой смерти.
Более того, высока вероятность того, что многие белорусы до пенсии просто не доживут. Средняя продолжительность жизни – это как средняя температура по больнице. А невысокая продолжительность жизни белорусских мужчин связана как раз с тем, что многие из них не «дотягивают» до пенсионного возраста. И это зачастую связано с вредными условиями труда.
Белорусские власти ставят телегу впереди лошади: вместо того, чтобы сначала добиться улучшения условий труда и средней продолжительности жизни, они начинают повышать пенсионный возраст.
Единственной реальной целью этого увеличения является желание сэкономить средства пенсионного фонда, который и так уже трещит по швам.
Долгожителей, у которых получится обыграть государство в этой нечестной игре, очень немного – один на тысячу. А остальных 999 белорусское государство обманывает.
Потому что если посчитать период и размер уплаты взносов в ФСЗН, то получается, что пенсионер должен прожить на пенсии, не работая, как минимум лет 20, чтобы хоть как-то компенсировать уплаченные государству деньги. Это, к сожалению, удается очень немногим. А большинство белорусов просто не получат на пенсии заработанные в течение жизни деньги.
Что уж тогда говорить о тех, кто вообще не дожил до пенсии? Человек платил-платил взносы в пенсионный фонд – и вместо того, чтобы, как в нормальных странах, воспользоваться своими накоплениями, дарит свои деньги государству.
- Страны-соседи Беларуси принимают законы в пользу пенсионеров: Польша снизила пенсионный возраст, в Литве, кроме государственной пенсии, граждане будут получать еще и накопительную, в Латвии пенсионер будет получать часть пенсии умершего супруга. Насколько белорусский пенсионер отстает по уровню жизни от западных соседей?
- Отставание просто огромное. Вопреки распространенному мнению о том, что в странах Балтии «вся пенсия уходит на коммуналку», все на самом деле выглядит с точностью до наоборот.
Если уж говорить о том, что какое-то государство строит социально ориентированную экономику, то это будут Литва и Латвия, а не Беларусь. Там действительно что-то делают в пользу граждан. У нас же за все 25 лет пребывания Лукашенко у власти, жизнь пенсионеров только ухудшалась.
Вначале у них отбирали льготы, теперь повышают пенсионный возраст. В общем, все делается для того, чтобы пенсионеры долго не жили, а их накопления перешли к государству.
- А как же заявления Лукашенко о том, что пенсионеры – это его электорат?
- Конечно, социологические исследования в условиях Беларуси провести трудно, но исходя из того, что знаю я и люди, которым я доверяю, думаю, что пенсионеры – не электорат Лукашенко. Сейчас вообще практически невозможно найти тех, кого можно назвать его электоратом.