Поводы для страха у Лукашенко есть.
Назначая помощников и согласовывая назначение руководителей органов местной власти, Лукашенко отметил: «Мы будем сдавать экзамен в нынешнем и в следующем году. И не надо бояться, что мы действительно будем сдавать экзамен. К этому серьезно будем готовиться. И показывать людям свою состоятельность управлять государством».
Сказанное диктатором комментирует изданию «Завтра твоей страны» политолог Валерий Карбалевич.
— Власть пытается сохранить сама себя, — подчеркивает он.
Есть, по словам эксперта, и экономические задачи – «заставить работать неработающие госпредприятия, сельскохозяйственные предприятия, которые сплошь убыточные, попытаться выдавить из них какой-то результат».
«Выборы» даже в условиях авторитарного режима являются определенным вызовом, кризисом легитимности, отмечает политолог. Власти пытаются удержать ситуацию под контролем, сохранить «стабильность».
— Удержать доверие общества к власти – вечная проблема, она постоянно стоит на повестке дня в любой стране перед любым политическим режимом. Нельзя решить какую-то проблему на всю оставшуюся жизнь. Так не бывает нигде, никогда и ни в какой стране, — говорит Валерий Карбалевич.
Поводы для беспокойства у белорусских властей есть всегда, считает политолог.
— Уже десять лет власти не могут обеспечить рост средней зарплаты. Уровень жизни топчется на месте, хотя в других странах он растет. Это вызывает недовольство общества, и власть это понимает, — подчеркивает эксперт.
К тому же, в условиях отсутствия обратной связи между властью и обществом власть просто не знает, какие латентные процессы происходят в обществе.
— Иногда случается так, что совершенно неожиданно для власти наш народ начинает протестовать, — эксперт напоминает о событиях в феврале-марте 2017 года, когда люди выступали против декрета о «тунеядцах». — Власть не могла подумать, как, по ее мнению, абсолютно правильный декрет вдруг вызовет массовое недовольство людей. Это есть результат отсутствия обратной связи между властью и обществом, реального представления о происходящем в обществе, а значит, это чревато неожиданным взрывом в любой момент.
Вот что, по мнению эксперта, беспокоит власть, поэтому она и напрягается.