На внеочередном заседании во вторник Европарламент обсудит ситуацию в Беларуси и, по мнению многих экспертов, рекомендует Евросоюзу возобновить и даже ужесточить санкции в отношении белорусских чиновников.
Как считают политологи, рассмотрение вопроса закончится очередной жесткой резолюцией с требованием не только вернуть действие приостановленных визовых санкций в отношении белорусской чиновничьей верхушки, но и ужесточить их, пишет Независимая газета.
Для возобновления санкций по отношению к белорусским чиновникам нужно единогласное решение стран ЕС. Как следует из публикаций в европейских СМИ, пока единогласного решения нет. «За» высказались Польша, Германия, Голландия, Швеция, Чехия. Откровенно «против» – Италия. Склонны присоединиться к ее точке зрения официальные Вильнюс и Рига. Критическое большинство о своих позициях пока не заявляло.
Перспектива введения санкций не входила в планы Беларуси, и в настоящее время дипломаты пытаются не доводить ситуацию до критической точки.
Вчера пресс-секретарь МИД Беларуси Андрей Савиных подтвердил журналистам информацию о том, что глава внешнеполитического ведомства Сергей Мартынов находится в зарубежной командировке, и его путь в том числе пролегает через Брюссель.
По данным информагентств, он вчера надеялся встретиться в Брюсселе с верховным представителем ЕС по внешним связям и политике безопасности Кэтрин Эштон, а также с еврокомиссаром по вопросам расширения и политики добрососедства Штефаном Фюле.
Эксперты в Минске полагают, что перед главой белорусского МИДа стоит сложная задача - не допустить введения санкций.
Напомним, что основные противники вновь избранного президентом Беларуси Александра Лукашенко находятся в тюрьме КГБ.
Это экс-кандидаты Андрей Санников, Владимир Некляев, Алесь Михалевич, Николай Статкевич. Под подписку о невыезде отпущены на свободу экс-кандидаты Виталий Римашевский, Григорий Костусев, Дмитрий Усс.
Все они являются фигурантами по делу о массовых беспорядках, и им грозит от пяти до 15 лет тюрьмы. Также в КГБ члены их инициативных групп и журналисты. Адвокаты не только не имеют возможности общаться со своими подзащитными, но и сами оказываются жертвами репрессивной машины.
Несмотря на возмущение мировой общественности и требования международных правозащитных организаций, все это время, включая новогодние и рождественские дни, продолжались обыски и задержания оппозиционных активистов, работников негосударственных СМИ.
Более того, 31 декабря Минск заявил о том, что не продлит срок пребывания в стране офиса ОБСЕ, что выглядело как сжигание всех мостов. Завтра ситуация в Беларуси может стать предметом рассмотрения Постоянного совета ОБСЕ. Одновременно пресс-служба ПА ОБСЕ распространила заявление председателя ПА ОБСЕ Петроса Эфтимиу, в котором он призвал белорусские власти пересмотреть решение о закрытии офиса ОБСЕ.
Документальный фильм «Площадь. Железом по стеклу», показанный в воскресенье вечером, излагает официальную версию произошедшего 19 декабря и объясняет, почему власти были так жестоки к участникам митинга.
Однако все, показанное в фильме, практически бездоказательно. Так, оружие демонстрируется отдельно, оппозиция отдельно, в целом он не приводит ни одного убедительного доказательства коварных намерений оппонентов Лукашенко. Двери в Доме правительства крушили некие уголовные элементы, фамилии которых никому ни о чем не говорят.
Нестыковки в фильме очевидны, но никаких других версий не озвучивалось (на то оно и новое БТ, чтобы подавать только угодные властям версии), а это значит, что именно эту версию будет пытаться продать Западу предприимчивый Лукашенко.
Что касается будущего офиса ОБСЕ, то его также власти Беларуси могут оставить в обмен на окончательную положительную резолюцию миссии наблюдателей о выборах в Беларуси. Европа оказалась перед трудным выбором.
В The New York Times появилась информация о том, что власти Беларуси до конца месяца намерены определиться с судьбой сына арестованных кандидата в президенты Андрея Санникова и его жены Ирины Халип – 3-летнего Данилы. Мальчик сейчас находится у бабушки, но власти могут перевести его в казенное место.
Такой шаг может рассматриваться как превращение ребенка в заложника. Если это произойдет, то аллюзии по поводу 37-го года в Беларуси начнут обретать черты самой суровой достоверности.