Навеяно словами «главнокомандующего» о важности срочной службы.
Лукашенко снова вернулся к теме службы в армии. Как и в октябре прошлого года, он апеллировал к старому советскому принципу: «Не служил — не мужик».
— Сегодня девчонка хочет, чтобы рядом с нею был мужик, а не просто кто-то там в штанах ходил, — говорил студентам гродненских вузов Александр Лукашенко три месяца назад. Тогда он выступил с идеей отправлять студентов в армию во время летних каникул.
Сегодня «главнокомандующий» еще раз подчеркнул свое твердое убеждение в том, что мужчина должен служить в армии:
— Родину должны защищать все те, кто живет на этой земле. Не дай Бог конфликт — половина мужиков не знают, что такое оружие. Я уже не говорю о том, что они не умеют им пользоваться.
В этом месте, пожалуй, я отчасти соглашусь со словами Лукашенко. И позволю себе поделиться собственным опытом службы в армии. И хоть это было 15 лет назад, думаю, многое из пережитого мной остается актуальным и в наши дни.
В армии я чаще держал в руках не «калашникова», а швабру, лопату и нож для чистки картофеля
За год службы после университета в новогрудском радиотехническом полку мне довелось стрелять из автомата лишь трижды: один раз боевыми патронами на полигоне и дважды холостыми 9 мая и 3 июля.
Занятия по строевой подготовке с оружием проводились регулярно, достаточно часто доводилось заниматься разборкой и чисткой автомата. Но помогут ли мне те навыки в случае «не дай Бог конфликт» — большой вопрос. В армии я чаще держал в руках не «калашникова», а швабру, лопату и нож для чистки картофеля.
По моему мнению, чтобы прошедшие армию белорусы не забывали, как пользоваться оружием, нужно оставить в прошлом уборку снега и опавших листьев силами личного состава. А освободившееся время посвятить сугубо боевой подготовке.
К слову, служившие в полку женщины-контрактницы бывали на стрельбищах чаще солдат-срочников.
Учеба по принципу «отсюда и до обеда»
В конце службы мне довелось поучаствовать в установке радиолокационной станции. Меня вызвали в парк полка и приказали наблюдать за работами, попутно выполняя мелкие поручения прапорщика.
Я провел в парке полдня, после чего в военном билете мне сделали запись о присвоении военно-учетной специальности: это значит, что в военное время я буду исполнять обязанности начальника расчета радиостанции, которую видел всего лишь раз в жизни.
Из-за плотного графика нарядов по службе полученные в учебке знания по боевой подготовке, топографии и военной медицине были очень фрагментарны. Как и многое другое в армии, учеба здесь подчиняется принципу «отсюда и до обеда».
Плюсы срочной службы — физическая подготовка и закалка
К позитивным моментам я могу отнести общую физическую подготовку. Ежедневные пробежки по 5-8 километров не забывались годы спустя после службы. Как и закалка — я до сих пор достаточно уверенно переношу минусовые температуры. Хоть и этот навык был получен скорее случайно: зимой во время службы из-за аварии на котельной нам довелось несколько недель ночевать при температуре не выше 10-12 градусов тепла.
Семен Печенко, «Салiдарнацсь»