Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Что делать, когда требуют подписку о неразглашении

14.01.2011 политика
Что делать, когда требуют подписку о неразглашении

Сотни активистов после обысков и допросов в КГБ дали подписку о неразглашении тайны следствия.

Обязаны ли они были давать такую подписку? Что грозит за ее нарушение? Как вести себя, когда требуют дать такую подписку?

Для Радыё Свобода на эти вопросы отвечает юрист, представитель Белорусского Хельсинкского комитета Гарри Погоняйло.

- Действительно, в нашем действующем уголовно-процессуальном законодательстве есть такая возможность требовать от свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, других участников судебного процесса подписку о неразглашении данных дознания, следствия или закрытого судебного заседания. Однако речь здесь должна идти именно о тайне следствия, а не о чем другом. У нас нигде не прописано, ЧТО является тайной следствия. Поэтому предупреждение об уголовной ответственности за разглашение тайны следствия - это совершенно проблематичная вещь.

Хотя ей пытаются воспользоваться. Я на месте граждан просто отказывался бы давать такую подписку. Если допрашивают свидетеля, он, во-первых, может не давать никаких объяснений против себя и своих близких родственников, ссылаясь на статью 27 Конституции («Никого нельзя принуждать давать показания и объяснения против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы ».). И с другой стороны - отказываться от дачи такой подписки, не подписывать. Протокол о допросе он имеет право подписать, а такую подписку о неразглашении не давать. И ничего с ним не сделают, абсолютно. Это право гражданина давать подписку о неразглашении.

Например, к адвокатам, с которых также требуют такую подписку, других участников процесса, например эксперта, который имеет должность в государственном учреждении, могут применить репрессии, даже уволить, или забрать лицензию у адвоката. Но простому участнику, гражданину, которого вызывают на допросы, я бы советовал просто не давать таких подписок.

- 12 января сотрудники КГБ провели очередной обыск в квартире Андрея Санникова и Ирины Халип, а потом провели обыск в квартире родителей Ирины Халип. Мать журналистки Люция Юрьевна присутствовала во время обоих обысков, но она не сообщила о результатах, ссылаясь на подписку о неразглашении. Что в данном случае она может говорить, а что не может говорить?

- Если она дала подписку, то она спокойно может говорить о том, что следственные действия, такие как обыск, у нее происходили, что они произошли с санкции прокурора (имя), назвать имя следователя, который проводил, и единственное, что не разглашать - что было изъято, что было предметом их интереса в ходе следственного действия. Вот и все, потому что, используя такие тусклые формулировки в нашем законе, нераскрытые абсолютно, власти пытаются их применять и закрывать вообще все данные о том, что происходило. Поэтому я советую просто не давать таких подписок.

- Вы говорите об уголовной ответственности за неразглашение. Что грозит людям за это?

- Я озвучу статью четыреста седьмую - Разглашение данных дознания, предварительного следствия или закрытого судебного заседания.

Первая часть. Умышленное разглашение данных дознания, предварительного следствия или закрытого судебного заседания личностью, которую предупредили в установленном законе порядке о недопустимости их разглашение, без разрешения лица, которое проводило дознания, следователя, прокурора или суда - наказывается штрафом или арестом на срок до шести месяцев.

Вторая часть. То же действие, которое совершило лицо, имеющее доступ к материалам уголовного дела по службе, - наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Но этот материал крайне редко применяется. И я думаю, что в настоящее время он используется исключительно для запугивания и для того, чтобы как можно меньше было информации о том, что происходит в стране, о характере действий, которые предпринимают власти в связи с делом 19-20 декабря. Такие дела не будут заводиться ... Хотя от глупой власти ждать нормальных действий также не приходится.

- Были ли прецеденты, когда людей наказывали за нарушение подписки о неразглашении?

- Нет. По простой причине, например, на допросе гражданин знал о тех обстоятельствах, о которых знали еще десятки граждан, так что сохранить тайну следствия невозможно. Малое количество информации, которую органы дознания или следствия получили в результате допроса того или иного гражданина в качестве свидетеля, по существу не создает состав преступления, так как для состава преступления нужны серьезные последствия для самого расследования дела, для системных потерь. Это попытка с помощью таких норм закона повлиять на ситуацию в стране, закрыть информационное пространство, нагнать страху, парализовать структуры гражданского общества.

Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]