Закрыто ли дело о российском вмешательстве в американские президентские выборы?
Выводы Мюллера – однозначная победа Дональда Трампа над скептиками? Может ли преподнести сюрпризы обнародование полного отчета Мюллера? Осознает ли Кремль ущерб, причиненный ему Робертом Мюллером?
Эти и другие вопросы «Радио Свобода» обсуждает с правозащитником, главой Центра изучения тоталитарных идеологий Юрием Ярым-Агаевым и финансистом, в прошлом руководителем финансовых фирм в России и в Украине Грегори Грушко.
24 марта генеральный прокурор США Уильям Барр направил в Конгресс докладную записку, в которой он кратко изложил выводы почти двухгодичного расследования вмешательства Кремля в американский избирательный процесс, проводившегося специальным прокурором Робертом Мюллером. Это расследование началось по следам сообщений о возможном сговоре людей из окружения кандидата в президенты Дональда Трампа с российскими гражданами, связанными с Кремлем.
Специальному прокурору были даны полномочия расследовать все обстоятельства, связанные с контактами людей из предвыборного штаба Трампа с россиянами и раскручивать любые нити, имеющие отношение к этой истории. В результате были осуждены или признали вину семеро американцев, уголовные обвинения предъявлены двадцати пяти российским гражданам и трем фирмам. Прокурор расследовал действия самого Дональда Трампа, его сына и зятя.
В результате среди нескольких обвиненных и осужденных оказались видные фигуры, например, бывший глава предвыборного штаба Трампа Пол Манафорт и помощник президента по национальной безопасности Майкл Флинн. Однако эти обвинения не имели прямого отношения к главному объекту интереса Мюллера: сговору людей Трампа с Россией. Из докладной записки генерального прокурора стало окончательно ясно, что специальный прокурор не нашел и в действиях Дональда Трампа, и в действиях его окружения признаков сговора с Кремлем.
Президент Трамп тут же заявил о своей полной победе, его неутомимые критики притихли в явном изумлении, даже близкие демократам комментаторы объявили, что пора переключать критическое внимание на другие аспекты деятельности Дональда Трампа. Но через несколько дней газета New York Times начала задавать вопросы о том, что генеральный прокурор мог скрыть из четырехсотстраничного отчета Мюллера, который пока не опубликован, а некоторые юристы обратили внимание на двусмысленную формулировку письма генпрокурора Конгрессу, которая, как им кажется, оставляет возможности для подозрений в адрес Дональда Трампа.
– Юрий Ярым-Агаев, а дан ли окончательный ответ на вопрос: был сговор или не было сговора людей Трампа с Россией? New York Times вышла в четверг со статьей, в которой выражаются сомнения, что четырехстраничное изложение доклада Мюллера, сделанное генеральным прокурором Барром, точно отражает содержание пока неопубликованного документа. А некоторые юристы обращают внимание, что даже в записке Барра содержится двусмысленная формулировка: специальный прокурор не обнаружил признаков сговора. По их словам, что, если бы все было однозначно ясно, он должен был написать, что расследование обнаружило отсутствие заговора. Остаются сомнения?